Погода за окном уже перестает радовать, и постепенно наступает сезонная хандра — а значит, и сложнее найти в себе силы не то что мир покорять, но порой даже выбраться из теплой постели. Бизнес-тренер Юлия Бурлакова раскрывает секреты того, как все же справиться с упадком сил, восстановиться и найти неисчерпаемый запас вдохновения.
Дорогие друзья! Меня зовут Юлия Бурлакова, я бизнес-тренер и сертифицированный коуч.
Тут такое дело ― надвигаются всякие разные сезоны, когда нам может быть непросто чувствовать вдохновение, мотивацию, энергию, драйв, бодрость, чтобы так взять и тыгыдын, тыгыдын, тыгыдын ― поскакать в какие-то важные жизненные свершения, будь то воспитание детей, выращивание взаимоотношений или выстраивание прекрасной осознанной карьеры.
Почему? Потому что вообще это сложно ― испытывать вдохновение, мотивацию и такой рабочий задор, чтобы делать то, что вы делаете. Я хочу сегодня с вами поговорить (то есть говорить буду я, а вас я буду себе представлять в своей голове) о такой компетенции, которая называется по Стивену Кови «затачивание пилы». У него есть семь ключевых компетенций высокоэффективных людей, и я очень-очень вам рекомендую эту книжку, она так и называется: «Семь навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови.
Звучит страшненько, так, знаете, американизировано, но вот для меня эта книга была, выражаясь простым русским языком, life-changing experience, какой-то такой опыт, который вообще меняет жизнь, безусловно, повышает ее качество. Я очень люблю такие контексты, которые нам выращивают и свободу, и ответственность, такие тогда крылья, понимаете, расправляются за спиной.
В чем свобода? Старик Стивен говорит нам: «Вот прокачайте эти семь компетенций и можете переходить на следующий уровень реализации вашего потенциала». В чем ответственность? Не прокачаете эти семь компетенций ― собственно, не жалуйтесь на то, что представляет собой ваша жизнь.
И почему я хочу поговорить о компетенции затачивания пилы? Они у него все перечислены, все семь в красивом кружочке, и всех их огибает важнейшая компетенция ― затачивать пилу. Это значит восстанавливаться. В большинстве случаев у нас нет вдохновения, энергии, мотивации, потому что мы недостаточно об этом позаботились.
Когда ко мне приходят целые команды и говорят: «Проведи нам бизнес-тренинг, чтобы нас вштырило», я говорю: «Миленькие, зачем вам, чтобы вас вштырило?». Они говорят: «А мы хотим быть вштыренными!». Я говорю: «Мурзики, а что вы делаете для того, чтобы чувствовать сейчас это вдохновение?». И они такие: «А что, надо было что-то для этого делать?». Да, оказывается, это компетенция.
Затачивать пилу означает восстанавливаться для того, чтобы появились силы, драйв, радость, чтобы продолжать свою деятельность. И, кажется, это сначала меня даже как-то дезориентировало, потому что я жила в качественном отечественном стереотипе: или на тебя снизошел божественный поток, и тогда ты жжешь, или он на тебя не снизошел, и тогда не знаю что, убейся об стену.
И вот когда, в частности, Стивен Кови транслирует мне: «Юль, из семи миллиардов людей, живущих на Земле, только ты сама отвечаешь за то, сколько у тебя энергии, вдохновения и драйва к работе», это поначалу не очень приятно, но потом, как я уже говорила выше, оказывается, что это знание дает очень большую силу, особенно когда начинаешь применять его в жизни.
Пляшет эта компетенция от анекдота про то, как идет один мужик по лесу и видит другого мужика, который яростно, истекая потом, вообще рыдая, на сверхусилиях пилит дерево. И тот, который идет по лесу, спрашивает: «Мужик, а что ты делаешь?». И тот, такой усталый, говорит: «Ты что, не видишь? Я дерево пилю». «Мужик, а у тебя пила тупая», ― говорит тот первый, который шел по лесу. ― «Ты бы ее заточил». А тот, который яростно пилит, говорит: «Мне некогда, мне пилить надо!».
И вот мы с вами, простите мне это обобщение, очень часто представляем собой вот того самого, который яростно, на последнем издыхании, с истерикой, абсолютно демотивированный, абсолютно в ощущении «о бедный я, несчастный раб на галерах Юля (или как вас зовут), жизнь-то меня не любит, и начальник-то у меня идиот, и страна-то какая-то неправильная». И хочется сказать: «Миленький, ты пилу-то заточи». Миленький, если без запроса к нему подойти, чаще всего скажет: «Отвали, мне работать надо» ― и будет упиваться своими такими страдашками и серьезными страданиями, пока этот прекрасный человек не озадачится развитием этой компетенции.
Как, собственно, себе раздобыть вдохновение и энергию через восстановление? Надо о себе позаботиться на физическом уровне, на интеллектуальном уровне, на социально-эмоциональном уровне и на духовном уровне. Вот взять себе эти четыре наших измерения нашей уникальной личности и жизни каждого из нас и спрашивать себя: «А в чем я нуждаюсь в каждом из этих измерений, для того чтобы восстановиться настолько, что мне опять очень сильно захочется делать то, что я делаю, то, что является моей самореализацией, даже если ноябрь кругом?».
Вот для того чтобы в принципе начать этот диалог с собой, «что мне нужно, чтобы восстановиться на качественном уровне, физически, интеллектуально, социально-эмоциально и духовно», очень здорово освоить практику, которая называется «четыре коуч-вопроса». Эта техника вообще открывает двери в мир и позволяет, знаете, как в том анекдоте, научиться управлять миром, не привлекая внимания санитаров. Она тоже очень про ответственность и про свободу.
Первый вопрос в ней ― «Что я хочу?». Вы не представляете себе, какое количество людей, даже топ-менеджеров, казалось бы, умные люди, ― они действительно умные люди, ― ставит в тупик этот вопрос. Чего я хочу? Вот, Юля, ты чувствуешь, что у тебя повисли ушки, скатались крылышки, чего-то тебе не летается. Чего ты хочешь? Например, на уровне тела.
Знаете, большое количество консультаций заканчивается тем, что люди радостные выбегают с этой консультации: «Ура, я понял, что мне надо просто выспаться!». Хочется спросить: «Зачем ты мне деньги платил-то за это? Это же какая-то базовая жизненная рекомендация». Но действительно, мы с вами, опять-таки простите мне это обобщение, очень часто не соблюдаем базовых психогигиенических и физиологических норм, для того чтобы восстанавливаться.
Значит, первый вопрос, который мы себе задаем: «Чего я хочу?». Второй вопрос ― «А почему это важно для меня?». Мне, например, важно заниматься спортом. Почему это важно для меня? И важно быть честным со своей мотивацией. Я люблю, не знаю, потом в короткой юбке поскакать на дискотеке, и мне важно, чтобы я как-то имела приличный вес при этом. Так легче скакать на дискотеке. Вообще это здорово для здоровья, вообще это меня вдохновит. Понимаете? И максимально честно записать себе 15, 20, 30 своих мотиваций. Их не бывает плохих и хороших, бывают неосознанные, и тогда они нами рулят в каком-то странном неконтролируемом направлении.
Третий вопрос ― «Как я пойму, что я этого достигла?». Это классный вопрос, защита от дурака своеобразная, чтобы мы с вами не скатывались в такую маниловщину: я буду умная, добрая и красивая. А что значит, Юля, что ты будешь умная? Там я должна прописать себе маркеры: 12 книг в год читаю, уж простите мне такую низенькую планочку. Я просто хочу их качественно в себе перерабатывать.
И так и вы в ваших отношениях с телом. Как вы поймете, что вы красивый или что вы физически восстановились? Например, три недели сплю по восемь часов в сутки, вернулась в бассейн, например, если вы Зина и вы сейчас отвечаете на эти вопросы, и прошла кардио-чекап, прошла диспансеризацию. И тогда да, это осознанные взаимоотношения со своим телом, для того чтобы оно восстановилось, несмотря на то, что кругом ноябрь. Вы не представляете себе, какая это сложность для нас, для занятых людей ― позаботиться о себе на своем базовом физическом уровне тела.
И четвертый вопрос этой коуч-практики ― «Какие шаги я готова для этого сделать?». И тут очень важно действительно быть честным с собой и отвечать себе на те вопросы, формулировать себе те шаги, которые вы действительно готовы сделать. Это никакая не вечеринка насилия, чтобы поставить себе нереалистичные цели, план пятилетки за год, и убиться на этой системе самовосстановления. Она тогда не будет восстановлением вообще.
А вот честно сформулировать, что я реально готова сделать, три ближайших шага, сколь угодно микрошага ― вот это работает, во всяком случае, это то, что я вижу по своей десятилетней практике работы с клиентами. Когда я высылаю ― к вопросу об интеллектуальном восстановлении ― по одной главе в аудиоформате в телеграм клиенту, почему-то люди вот эту вот одну главу отлично прослушивают и потом пишут: «Пожалуйста, пришли еще, уважаемый коуч!».
А если я вышлю целиком книгу… Мы приматы, мы так устроены, у нас не срабатывает, понимаете ли, мотивация в отношении больших задач. Нам действительно важно их резать на кусочки. Вот тогда-то люди почему-то не читают. Не почему-то, я знаю почему. Важно знать себя и обеспечивать себя нужным уровнем вдохновения по ходу реализации этих шагов и, в частности, бить их себе на маленькие шажочки.
Поэтому ― чего я хочу, почему это для меня важно, как я пойму, что я этого достигла, и какие шаги я реально готова для этого сделать. Это мы рассмотрели, например, на уровне физического восстановления. Пожалуйста, ― сейчас буду говорить банальные вещи, ― пожалуйста, спите, ешьте, занимайтесь спортом, пейте витамины, проходите диспансеризацию. Это я вам говорю из позиции вашей бабушки, понимаете, не коуча, но я просто вижу, сколько сил мы тратим вообще не на то, избегая важной физиологической гигиены, а потом жалуясь на демотивацию. Потом я как коуч имею дело с выгоревшими вами, чтобы вас обратно вдохновить, а вы просто не спите, не едите и спортом не занимаетесь, понимаете?
Значит, потом следующий этап восстановления, когда физически вы о себе позаботились, ― социально-эмоциональный. Что с отношениями? Что с близостью? Что с дружбами? Что с семейной системой? Что с вашим уровнем контакта с миром, который или восполняет ресурсы, или, наоборот, еще больше демотивирует и эти силы крадет?
Очень грустно бывает на консультациях, когда люди, достигшие огромного социального успеха, имеют огромную энергетическую дыру в семейной системе в виде неблизких отношений, дистантных отношений, одиночества в браке. И, знаете, плачут про это как женщины, так и мужчины на консультациях, потому что мужское одиночество тоже очень страшное.
И вот эту жизненную сферу тоже очень важно всё время холить и лелеять. Когда у вас есть качественные взаимоотношения с другими людьми, когда вы взаиморазвиваетесь с ними, взаимовдохновляетесь, это очень сильно привносит поток вдохновения, энергии и драйва и в рабочую жизнь тоже. Здесь всё очень-очень взаимозависимо, еще неизвестно, что на что больше влияет.
Потом придет пора интеллектуально прокачиваться, восстанавливаться на интеллектуальном уровне ― и это питать свой мозг вкусняшками всё время. Мы с вами, знаете, такие любопытные животные, это тоже был один из залогов нашего выживания как биовида. Иногда мы суем пальцы в розетку в связи с этим геном любопытства, но тем не менее это то, что обеспечивало нам прогресс.
Пожалуйста, выясните, что вас интеллектуально питает, и, пожалуйста, обеспечьте себя сколь угодно изощренным интеллектуальным питанием, если вам нужно именно это. Может, вам надо, я не знаю, санскрит изучать, а может быть, вам надо, не знаю, про Исландию и почитать, и в итоге туда поехать. Вы очень сильно прокачаете свой мозг в этот момент, а нейропластичность ― удивительное явление, каковому всё больше и больше доказательств в последние десять-пятнадцать лет.
Мозг всё время развивается. Вот если вы почитаете книги Нормана Дойджа, потрясающие, в частности «Нейропластичность» и «Про то, как мозг исцелил себя сам», вторая его книга потрясающая. У него есть там очень такой суровый принцип, про который он говорит: you use it or lose it. То есть мы или используем соответствующие части своего мозга, или мы их теряем. Пожалуйста, не теряйте свой мозг, он вам отомстит, потому что будет снижаться концентрация, вы будете приходить на работу: «Что-то мне ничего не хочется». Конечно, ничего не хочется, я мозг свой не допитала тем, что он хотел поесть. Понимаете? Вот такая тоже важная часть восстановления себя на интеллектуальном уровне ― питать мозг вкусненьким.
И духовное измерение. И тут уж я, конечно, никакой не советчик. Вот что вас просветляет на высших уровнях вашей личности, то, значит, вам и нужно для духовного восстановления. Для кого-то это молитва, для кого-то это медитация, для кого-то это церковная община, для кого-то это единение с природой, для кого-то это… Я не знаю, меня самые трансцендентные переживания посещают во время восприятия музыки. Вот как пошла в филармонию на второй или третий концерт Рахманинова, там у меня и трансцендентный опыт, там я духовно восстановилась и потом опять бегу к своим клиентам, мне есть что им дать в этот момент.
А чтобы нам было что давать своим командам, коллективам, профессии, карьере, самореализации, сначала этот источник надо откуда-то напитать. На этой светлой ноте я очень вам желаю бережно, уважительно и со всей ответственностью относиться к тому прекрасному человеку, который по-настоящему есть у каждого из нас, ― к себе самим.