Наталье Ротенберг приходится труднее: в России околокремлевские олигархи не светят свои семьи и их образ жизни. Получается, развестись - единственный шанс пожить, не скрываясь, и доказать право на собственное место в истеблишменте. Так, только после развода мир увидел первую жену Сечина Марину. Наталью Ротенберг мы нашли на женском форуме, и она даже дала Дождю интервью.
Пока Аркадий Ротенберг был занят возведением моста за 200 миллиардов рублей, его бывшая жена, с которой он развелся еще в 2013 году, подала на него иск в лондонский суд — она добивалась расторжения брачного договора — процесс был засекречен до тех пор, пока английская The Times не потребовала раскрыть информацию.
Журналист The Times Шон О'Нилл: Это не была борьба против Аркадия Ротенберга. Это была борьба за принципы правосудия британского суда. Мы уверены, что просто потому что кто-то очень богат и при этом связан с политикой, нельзя обеспечивать ему анонимность. Мисис Ротенберг (уже бывшая) проживает в Великобритании. Она не может иметь больше прав, чем обычные британцы. Это выглядит несправедливо.
К тому моменту бывший муж Натальи уже был под санкциями за «дружбу с Владимиром Путиным». Выяснилось, что после развода она не получила ни долей в бизнесе, ни половины состояния — Аркадий отдал только имущество, нажитое совместно в Лондоне, куда Наталья с детьми перебралась после развода. И действительно — зачем ему теперь поместье в графстве Суррей стимостью в £35 миллионов и квартира в Лондоне £8 миллионов?
Наталья Ротенберг: Он был для меня учителем, мудрецом, отцом, мужем, другом, помощником, всем, он был Богом вообще для меня. Вы знаете, и сейчас не хватает разговоров с ним, потому что я сейчас стала самостоятельной, независимой, сильной. Но иногда скучаю по тем временам, когда хочется притворится слабой и забыть о шпильках, забыть о губной помаде, и целях — и просто раствориться в мужчине.
Наталью нам удалось застать на экономическом форуме в Петербурге. После развода мадам Ротенберг ищет себя. Она открыла пять компаний в Лондоне, занялась организацией мероприятий, дизайном — этим грешат все жены олигархов, ведь они уже обставляли свои особняки и виллы, значит, могут и чужие. И, конечно, у Натальи есть свой благотворительный фонд.
Наталья Ротенберг: Я хочу сделать что-то для людей и оставить свое имя в истории России. Я скажу честно, проект ради проекта или проект ради денег — в моем случае он не сработает.
Видно, как ее кидает в разные стороны, как человека, который внезапно оказался на свободе при деньгах — то Наталья Ротенберг организовывает презентацию книги о русском балете на 150 человек, то поддерживает финансово юные таланты.
Милена Путилина, пианистка: Меня пригласили играть в Лондон на встрече влиятельных людей. Наталья Ротенберг поселила меня в своем доме, она показалась мне доброй отзывчивой, она создала все условия. Можно сказать, что я ни о чем не задумывалась, кроме как о музыке, которую мне предстоит исполнить.
В прошлом году мадам Ротенберг зарегистрировала свой фонд в Тюмени и теперь разъезжает по России. Местным медиа она любит рассказывать историю Золушки, мол, когда-нибудь и вам повезет, и вы встретите своего принца из кооператива «Озеро».
Наталья Ротенберг: Я родилась в многодетной семье, нас было четверо, и мы жили в этом доме, который позади меня.
В родной Курган она приехала не просто так. Она дарит ему отремонтированные балетные классы, обсуждает благотворительность в окружении кировских спортсменов и чиновников, а также выступает на очередном женском форуме в Москве.
Наталья Ротенберг: До замужества мне, конечно, не хватало наставника. При нем я, конечно, чувствовала себя, наверное, гадким утенком — кроткой, скромной, стеснительной. Я редко что-то говорила. Но у меня были уши, и я все слушала. И вдруг мой сосуд наполнимся, у меня фонтан уже полился. И вот теперь я поняла, что я готова говорить. Я уже готова что-то говорить, и тогда начались проблемы. Потому что никому не понравилось, что я говорю, все были в шоке. Родственники в школе, Женя в шоке — Наталья заговорила. 30 лет я молчала, а сейчас я 30 лет буду говорить.
— А дети сейчас в Лондоне ваши живут?
— Нет, мы сейчас переехали сюда.
— Почему?
— Потому что из-за политического недопонимания между нашими странами, нам как россиянам там живётся не особо гладко и приходится сталкиваться, конечно, с трудностями, и сейчас они политические моменты закручивают и зажимают. Проблема, например: ты идёшь в банк, а они тебе: «Ты нам не нравишься, потому что ты Русский, и мы тебе, например, счета не откроем». И, конечно, за счёт того, что наша семья попадает сразу под эту статью, то приходится вот отбиваться.
— А что с вашим бизнесом и недвижимостью в Англии?
— Все существует, все на месте, никто не отнял, слава богу. Вот сейчас я собралась учиться на государственном управлении. Хочу в политику пойти. Там, говорят, надо два года учиться, а я хотела бы уже через два года сидеть на красной звезде.
Мотивационные цитаты в своем Instagram она перемешивает с одами президенту: видимо, не понаслышке знает, кому тут нужно быть благодарной. Там же можно найти фото с Путиным и президентом Франции Макроном. Фамилия Ротенберг открывает в России любые двери.
Наталья Ротенберг:
— Наставник для меня может быть, например, господин президент. Я готова его слушать часами, я готова слышать, слушать.
— А вы с ним знакомы лично?
— Да. Мы познакомились сначала по телефону, потом мы втрескались в Санкт-Петербурге. За счёт того, что окружение мое так сложилось, что в нем идёт пересечение фигур большой игры, то ты специально или неспециально где-то окажешься.
Наталье в России даже вручили орден. Награду вручает не кто иной как Его Превосходительство Князь из княжеского рода Дмитриевых-Мамоновых — прямых потомков Рюрика — основателя первой династии русских царей, председатель «Императорского Общества России».
Об искусстве выйти замуж Наталья, наверное, знает все, как и об искусстве изящно развестись. Кажется, у нее появился другой мужчина — пару дней назад она выложила фотографию, ответив на главный невысказанный вопрос: есть ли жизнь после Ротенберга?
Ее и раньше видели в обществе армянского бизнесмена Тиграна Арзаканцяна. На родине он известен тем, что, будучи депутатом парламента, поселился в особняке во Франции по соседству с Моникой Беллуччи, а сейчас рекламирует на женском форуме коньяк своего производства — достойное продолжение для бывшей жены главного кремлевского миллиардера. Но великий и ужасный Аркадий все равно нет-нет, да и появится в ее жизни.