9 ноября главный редактор «Медузы» Иван Колпаков подал в отставку из-за обвинения в «недостойном поведении», которое выдвинула жена одного из бывших сотрудников издания. Увольнению предшествовало активное обсуждение случившегося в СМИ и соцсетях. Журналист подчеркнул, что не признает обвинения в харассменте, но «оказался в ситуации, когда невозможно и бессмысленно себя защищать». Дождь рассказывает, как развивался скандал.
25 октября генеральный директор «Медузы» Галина Тимченко написала об обвинении в фейсбуке. Колпаков, рассказала она, попросил снять с него обязанности главного редактора до совета директоров, который должен расследовать инцидент.
В тот же день «Би-би-си» со ссылкой на источники написала, что речь идет об обвинениях в харассменте — инцидент произошел на вечеринке после общей конференции «Медузы» в октябре 2018 года в Риге. По данным издания, речь идет о жене одного из сотрудников, а Колпаков сопроводил свои действия комментарием о том, что ему за это «ничего не будет». Сотрудник рассказал об этом коллегам. Колпаков попытался назвать произошедшее «плохой шуткой», сказали источники «Би-би-си».
6 ноября в «Медузе» рассказали, что инцидент произошел 20 октября на вечеринке по случаю дня рождения издания примерно в четыре утра, когда Колпаков был сильно пьян. Он прикоснулся к ягодице жены одного из сотрудников «Медузы» и сказал: «Ты единственная на этой вечеринке, кого я могу харассить, и мне за это ничего не будет», — после чего ушел. В «Медузе» подчеркнули, что о произошедшем знают со слов девушки и «нет поводов ей не доверять». Колпаков заявил, что не помнит, что именно произошло, но признает, что такое могло случиться.
Как сообщили в издании, 22 октября муж пострадавшей рассказал о случившемся на редколлегии. Колпаков в этот момент ехал в аэропорт, но, узнав об обвинениях, вернулся в редакцию. Он извинился перед сотрудником и письменно — перед самой девушкой. Она отказалась от встречи и решила сохранить анонимность.
Совет директоров спросил у сотрудников, оставлять ли Колпакова главным редактором. Большинство высказались за, и на заседании было принято решение, что Колпаков сохранит должность. «Это разовый инцидент. Проблема не носит системный характер. Колпаков никогда не позволял себе такого в прошлом. Двухнедельное отстранение от работы и публичное (а также внутреннее) осуждение совет считает достаточным наказанием», — написала «Медуза» в фейсбуке.
В тот же день инцидент впервые прокомментировал сам Колпаков. Он признал, что совершил «довольно безобразную выходку». «Я сам себя отстранил от управления редакцией, и не было в моей жизни хуже этих двух недель — пока я ждал решения совета директоров. Конечно, я безумно рад, что совет директоров меня возвращает — он был волен поступить как угодно, вплоть до самых жестких мер. Я делал и делаю все, чтобы исправить ситуацию», — написал Колпаков.
Главный редактор агентства «Россия сегодня» и RT Маргарита Симоньян написала, что «очень надеется, что инфа о том, что из Медузы уволили парня, чью жену харассил главред — фейк» (здесь и в следующей цитате авторская пунктуация сохранена). Тимченко ответила ей, что сотрудник действительно уволился: «Во время подготовки к СД [совету директоров] он добровольно встретился с членами СД и не выдвигал никаких требований. Вчера я спросила его, каково его решение и предложила три варианта: остаться и продолжать работать (был вариант и удаленной работы), уйти по соглашению сторон с компенсацией или уволиться по собственному желанию, если у него оно не пропало. Сегодня он выбрал третий вариант».
Колпаков занимал должность главного редактора «Медузы» с 2016 года — первый главред Галина Тимченко сообщила, что сосредоточится на административной работе и займет должность гендиректора.
Исполняющим обязанности главного редактора после ухода Колпакова назначена Татьяна Ершова, ранее занимавшая должность управляющего редактора издания.
Ситуация в «Медузе» — это первый случай в русскоязычных СМИ, когда об обвинениях в харассменте становится известно публично и руководство редакции публично отчитывается о своих действиях. Случившееся широко обсуждалось в журналистском сообществе, которое разделилось на сторонников и противников увольнения Колпакова.
Телеканал RT после постов Симоньян начал активно критиковать Колпакова и «Медузу».
В комментариях к посту Колпакова, в котором он отрицает обвинения в харассменте, читатели интересуются, за что же тогда извинялся Колпаков.
— RT на русском (@RT_russian) November 9, 2018
И действительно
8 ноября текст о произошедшем с заголовком «харрасмент-скандал в „Медузе“» появился на англоязычном сайте издания. Журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко обратила внимание, что материала на русском языке не было, а также выразила мнение, что «по решению совета директоров сильнее всего пострадала девушка и ее муж, а также сотрудницы „Медузы“».
Ведущий «Эха Москвы» Александр Плющев написал в телеграме, что «инцидент по масштабам совершенно несопоставим с шумихой, которая за ним последовала. Он мог и должен был решаться на месте».