Прямой эфир

«Флэшку возили туда и обратно 40 раз»: Серебренников поставил оперу в Цюрихе из Москвы

Здесь и сейчас
3 738
21:07, 05.11.2018

В театре Цюриха с успехом прошла премьера оперы российского режиссера. Звучит, в общем, как обычная новость, только режиссера зовут Кирилл Серебренников, и оперу «Cosi fan tutte» Моцарта он поставил под домашним арестом, который продолжается уже больше года. Суд по делу «Седьмой студии» должен начаться 7 ноября, а пока Серебренников не может пользоваться Интернетом, говорить с коллегами по телефону, но имеет право работать на компьютере — и передает через адвоката файлы с информацией. Швейцарская публика, в общем, избалована качественными операми и балетами, но в этот раз люди в зале аплодировали особенно долго. С премьеры в Цюрихе — Евгения Зобнина.

«Флэшку возили туда и обратно 40 раз»: Серебренников поставил оперу в Цюрихе из Москвы

Флэшку с информацией около сорока раз возили из Москвы в Цюрих и обратно, чтобы публика местной оперы смогла насладиться воскресной премьерой Серебренникова. Как всегда без режиссера. Он глядит на зрителей с футболок актеров, это уже традиция. Часть работы Серебренников успел сделать еще до ареста, и это фактически спасло оперу. 

Даниил Орлов, музыкальный помощник: «Я записывал за Кириллом Семеновичем все его режиссерские пометки, пожелания, то есть каждую сцену, движение каждого актера я записывал в плане, в нотную партитуру. Я записывал все пометки на предварительном процессе работы, это еще было в августе»

Серебренников больше года под домашним арестом. Ему нельзя использовать Интернет и телефон, но компьютер — дозволяется. Поэтому работали так: репетиции записывали на видео, скидывали на флэшку, адвокат доставлял и после забирал видео, на котором режиссер комментировал и вносил поправки. 

Рузан Манташян, актриса: «Иногда у нас были заметки от Кирилла, сделанные его рукой, доставить их было очень сложно через адвоката. Но мы всегда чувствовали, что мы в контакте».

Оперу Моцарта «Так поступают все женщины» ставили больше 300 раз. Это комедия про то, как женихи уличают в измене своих невест. Но в постановке Серебренникова женщины сверху, этажом выше над мужчинами. Его Così fan tutte — про феминизм. Пока женихи на поле боя, их суженым объясняют, на что они имеют право. В конце — примирение — на стене в слове tutte буква е меняется на i, и так фраза «Так поступают все женщины» превращается в «Так поступают все».

Тоби Эллейн-Джи, зритель: «Я видел много версий Così fan tutte в Лайнбурге, Зальцбурге, здесь, в Цюрихе, и я знаю оперу очень хорошо. Это очень свежая интерпретация, и мне она понравилась».

Это уже шестая работа Серебренникова, выпущенная, так сказать, на удаленке. Опера «Гензель и Гретель» в Штутгарте, балет «Нуреев» в Большом театре, «Идиоты» и «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре», а в кинотеатрах — «Лето». Его фильмы и постановки теперь сложно воспринимать без контекста дела «Седьмой студии». Но заказчиков это не пугает.

Андреас Хомоки, директор Цюрихского оперного театра: «Мы с этим художником заодно, мы верим, что эти обвинения — прикрытие для чего-то другого, потому что он невиновен. Мы не будем соучастниками убийства его искусства».

Зритель Серебренникова тоже не просто идет на постановку, а выражает свой протест. На прошлой неделе Серебренникова выдвинули на три «Золотые маски». 7 ноября суд начнет рассмотрение дела «Седьмой студии» по существу.

Фото: operhaus.ch