Владимир Путин после трагедии в Керчи требует от Росгвардии усилить контроль за оборотом оружия. Чиновники и околовластные эксперты реагируют на стрельбу в своем духе — все запретить. Федеральные каналы обвиняют американские фильмы, массовую культуру и даже «украинский неонацистов». Тем временем, в социальных сетях после керченской трагедии появляются фан-клубы убийцы, студента Владислава Рослякова. Ксения Назарова пообщалась с их участниками и попыталась разобраться, почему молодые девушки романтизируют страшный поступок своего сверстника.
Уже наутро после нападения в Керчи в соцсетях начали появляться фанатские группы, посвященные Владу Рослякову. Парни писали о том, что считают его героем, девушки — о своей любви к симпатичному юноше с историей.
Администрация «ВКонтакте» сразу же начала блокировать эти сообщества, но на их месте до сих пор появляются все новые. Подростки ставят на аватарки стоп-кадр из видео с Росляковым, идущим по коридору, делают с ним коллажи и карикатуры. Кажется, когда реальный Росляков покончил с собой, тут же родился совершенно другой — сильный, решительный и никогда не существовавший герой.
«Он отомстил тем кто над ним издевался. Дело не в семье, а в людях которые его затравили. В кабинете директора было кресло позора. И он там бывал частенько».
Люди в фан-группах делятся на несколько типов: кто-то сомневается в официальной версии и ищет подробности, кто-то (в основном, молодые девушки) искренне влюблен и оплакивает керченского стрелка:
«Он очень понравился, потому что он подходит к тем категориям парней, которые мне как-бы нравятся. Он высокий, худенький, но при этом есть пресс, голубые глаза и светлые волосы — именно такие парни мне и нравятся на внешность. Очень жаль его, и, конечно же, хотелось бы ему помочь, поговорить с ним. Для меня он милый, возможно в какой-то степени да, он убийца, но я уверенна, что чуточка доброты в нем была, просто не было человека, который бы разглядел это».
Феномен женской любви к убийце Рослякову объясняет психолог Лев Щеглов: во-первых, большинство женщин видит особую прелесть в том, чтобы исправить плохого парня, во-вторых, это следствие дефицита любви.
Часть фанатов считает, что Росляков не мог иначе ответить на оскорбления и систематические унижения со стороны сверстников и учителей. Пускай свидетельств того, что они вообще были, по-прежнему нет.
«Это Россия. Тут половина таких Росляковых. Многие не решаются просто. Или себя убивают. Само общество жестокое».
Парень с фейковой страницы под именем Владислав Святой собирает видео из школы «Колумбайн»: несколько мрачных фото из фильмов и статус — «я пришел сюда, чтобы сдохнуть». В переписке признается, что хорошо понимает Влада и даже сам давно подумывал о таком же.
Владислав Святой: Хотелось прийти в школу и перестрелять всех. И щас хочется. Но я сдерживаюсь. Не дошел до пика ненависти. Стараюсь не думать. [Орфография сохранена — прим. Дождь]
Сколько еще подростков хоть раз задумывались о такой мести, и решится ли кто-нибудь из них — просчитать невозможно. Сходятся в одном, Росляков — жертва общества, был несчастен и никому не нужен. Психологи идут дальше — фанатами убийцы становятся такие же, как он — несчастные и недолюбленные.
Эксперты говорят о том, что фанатские движения были практически у всех серийных убийц, со временем популярность сойдет на нет, а фанаты-подростки повзрослеют. И станут такими же одинокими взрослыми.