Суд Иркутска вынес приговор по делу об умышленном заражении ВИЧ. Местный житель Константин Баженов получил 2,5 года колонии поселения. Он знал о диагнозе, много лет состоял на учете в областном Центре по борьбе со СПИДом, но не рассказывал об этом своей подруге и в итоге заразил ее. Эта история отражает печальную российскую статистику: в стране — миллион ВИЧ-инфицированных. В последние годы этот вирус переходит от наркопотребителей в общую группу населения, а в зоне риска — молодые женщины. Как говорит директор Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский, каждый 40-й мужчина в возрасте от 30 до 35 инфицирован, и вероятность того, что он окажется вашим партнёром, очень велика. Мы встретились в Иркутске с пострадавшей девушкой, свое имя она предпочитает не называть.
Два с половиной года назад у Елены — именно этим именем она представляется журналистам — обнаружили ВИЧ. Ее быший молодой человек, Константинг Баженов, на суде прятал лицо за кепкой и маской.
«Мы познакомились летом 2015 года в интернете — он постоянно сам проявлял инициативу, постоянно мне писал», — рассказывает Елена. Молодые люди встретились в январе 2016 года, поговорили по душам и решили съехаться. К тому же Баженов выглядел деловым человеком — был директором компании по грузоперевозкам, в одиночку растил трехлетнего сына.
«Я ему доверилась как раз из-за того, что он мне сына оставлял. И мне казалось, что самое дорогое, что можно доверить другому человеку — это своего ребенка», — рассказывает она. Но хеппи-энда не получилось. Через две недели Елена попала в больницу с менингитом. Все оказалось страшнее — ей поставили диангоз ВИЧ.
Выяснилось, что Баженов с 1999 года года стоит на учете в областном Центре по борьбе со СПИД. «Я пью реальные таблетки, хожу по реальным врачам каждые три месяца — а у человека жизнь не поменялась. Затем, даже после инфекционной больницы, были моменты, когда я даже от упадка сил падала в обморок. Я даже думала, что вот-вот завтра умру и не проснусь», — говорит Елена.
На заседаниях суда были все врачи, к которым обращалась Елена. Заходила и бывшая жена Баженова, тоже с положительным статусом. На суде заявила: она пошла на заражение осознанно. У их общего ребенка ВИЧ нет.
Тесты и экспертизы и подтверждили, что виновником заражения стал именно Баженов. В итоге 24 октября суд признал его виновным и приговорил к двум с половиной годам колонии поселения.
«Откровенно говоря, я не довольна. По мне, так два с половиной года колонии — это несправедливо», — добавляет Елена. Никакого раскаяния от Баженова она также не услышала. Он утверждал, что вылечился от гепатита и вирус ВИЧ ему также не страшен. Последние 20 лет он обходится без терапии.
Святослав Хроменков, адвокат Елены: В России мало приговоров по такой категории дел. Это чуть ли не один из первых. Можно сказать, что это маленькая победа. Необходимо проводить не только профилактические меры, но и пресекать уже существующее распространение, в том числе путем приговорения преступников к справедливым, жестким, строгим наказаниям.
По статистике, такие приговоры действительно редкость. За прошлый год суды признали виновными всего 57 человек, и только 21 из них получили реальные сроки.