В колодце резиденции консула Саудовской Аравии через три недели после пропажи обнаружили останки убитого саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Правда, публично об этом заявил лишь оппозиционный турецкий политик, и другого подтверждения этой информации не последовало. На фоне появления новых страшных деталей этого убийства в Саудовской Аравии проходит инвестиционный форум. На него отказались приезжать бизнесмены и политики из США и Европы. О развитии событий рассказала Елена Дементьева, а о политическом значении этой истории — востоковед, эксперт центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
«Мы собрались этим утром здесь, в Эр-Рияде, и естественно, что наши мысли сосредоточены на недавних событиях, связанных со смертью Джамала Хашогги. Писатель, журналист и саудовский гражданин, знакомый многим из нас, покойся с миром»: бизнес-леди из Саудовской аравии начинает свое выступление со слов об убитом журналисте Хашогги.
На международном инвестфоруме в Эр-Рияде ждали руководителей стран и представителей самых влиятельных мировых корпораций. Но в этом году устроенный наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом «Давос в пустыне" — провален. Даже сам принц не присутствовал не открытии. И все из-за убийства журналиста Хашогги.
Накануне от выступления отказался американский Министр финансов Стивен Мнучин, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард, президент Всемирного банка Джим Ен Ким, и некоторые высокопоставленные европейцы. Сами саудовские чиновники не отрицают, что страна переживает репутационный кризис.
Тем временем, в Стамбуле президент Турции Реджеп Эрдоган выступил на заседании правящей Партии и назвал убийство Джамала Хашогги спланированным заранее. По его словам, за день до убийства в Турцию тремя группами прилетели 15 саудовских граждан. Они заранее знали о том, что Хашогги будет в консульстве. В день убийства сотрудников попросили уйти домой раньше обычного.
Все они покинули страну в этот же день, в том числе и Мустафа Аль Мадани, человек, который пытался выдать себя за Хашогги. Власти Саудовской Аравии сообщали о восемнадцати задержанных по делу. Эрдоган подтвердил, что это именно те люди, которые в день убийства находились в Турции.
Тем не менее, информацию о том, что фрагменты тела Джамала Хашогги были найдены на территории саудовского консульства, президент Эрдоган не подтвердил. По его словам, пока не закончено официальное расследование, Турция не будет никого обвинять.
Основная версия саудовских властей менялась как минимум пять раз. 3 октября сразу после обращения невесты Хашогги к турецким властям, в Эр-Рияде заявили, что журналиста нет ни в консульстве, ни в саудовской тюрьме, и что он покинул здание сразу после короткой встречи с консулом. По всей видимости, эту версию должен был подтвердить «двойник», переодетый в одежду убитого Хашогги. Чуть позже консульство выпустило заявление, что будет сотрудничать с турецкой стороной, чтобы установить все детали исчезновения.
Через три дня, один из сыновей короля, занимающий пост посла в Соединенных штатах, заявил, что сообщения о смерти журналиста не обоснованы, и пропал он уже после того, как вышел из консульства.
15-го октября, почти через 2 недели после исчезновения, король саудовской аравии в разговоре с Дональдом Трампом снова отверг всю информацию о пропавшем журналисте.
20-го октября саудовские чиновники официально заявили, что журналист действительно мёртв. По их версии, он погиб во время драки в здании консульства. Правда, через пару часов другой чиновник, по данным агентства «Рейтер», сказал что смерть произошла от удушья.
И только на следующий день министр иностранных дел Адель Аль-Джубейр в эфире телеканала Fox News сказал, что журналист действительно был убит и это«огромная и серьезная ошибка».
Разговор с востоковедом, экспертом центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
Юрий, первый вопрос, верите ли вы, что действительно нашли останки погибшего журналиста где-то, я так понимаю, в резиденции генконсула Саудовской Аравии в Стамбуле?
Знаете, тут отвечу, может быть, несколько странно, но здесь, с точки зрения версий — и да, и нет. Грубо говоря, нашли только сейчас, в том смысле, что только сейчас об этом сообщили. В действительности о том, что тело находится на территории посольства, в том числе и мои источники, сообщали более недели назад. Шел лишь торг, и вопрос был в том, когда вынесут тело, то есть шла некая, опять же повторюсь, торговля. И только тогда, когда был достигнут некий компромисс, когда турецкая сторона смогла надавить на Саудовскую Аравию с тем, чтобы выйти для себя с наиболее выгодными результатами, тогда уже об этом можно было сообщить общественности, что да, тело нашли. Но тело нашли, я в этом совершенно не сомневаюсь, гораздо-гораздо раньше, и вся информация у турецкой стороны была задолго до того, как об этом узнал мир.
А откуда у них была эта информация?
Во-первых, начнем с того, что в любом, в принципе, дипломатическом учреждении, естественно, есть прослушка страны пребывания, скажем так. То есть всегда в принципе любое посольство в той или иной степени нашпиговано всякой прослушкой, это такая азбука, которая еще в ХХ веке была азбукой, тогда, когда уже появились возможности все это прослушивать. И нестыковки версий, дело в том, что турецкая сторона все время дает понять, скажем так, аналитика в данном случае, что она была в курсе происходящего. Опять же, откуда-то версия с часами Apple Watch, что они там что-то слышали. То есть они пытаются, они хотят дать понять где-то и своему обществу, что они контролируют ситуацию в стране, в том числе, плюс-минус, даже на территории диппредставительств других государств, но в то же время они не могли этому помешать. Я уверен в том, что турецкая сторона была в курсе происходящего, вплоть и в день убийства, и слышали они прекрасно все, просто они не вмешались по ряду причин, для того, чтобы Саудовскую Аравию потом посадить в карман к себе или на крючок на своих условиях, наиболее выгодных для Турции соответственно.
Можно ли предположить, в чем суть этих договоренностей?
Я скажу сейчас общо, потому что, знаете, скажем так, тут гадать дело неблагодарное, но тем не менее, совершенно уже очевидно сейчас, судя по риторике и Вашингтона, и судя по риторике Эр-Рияда, что, как минимум, роль Турции на Ближнем Востоке многократно повышается. Если раньше Вашингтон и американцы могли играть на конкуренции между Саудовской Аравией, потому что на территории Саудовской Аравии находятся священные города, Мекка и Медина, а Турция бывшая Османская империя, страна с растущим населением, более 80 миллионов человек (это больше половины населения России, внимание!), ну и потенциал экономический в целом, Турция не банановая республика, конечно, далеко, в том числе и в военном смысле.
Поэтому сейчас получается, что США уже не смогут, скажем так, играть на разнице этих потенциалов. Потому что какой потенциал у Саудовской Аравии сейчас? С точки зрения авторитета, с точки зрения репутации, конечно, она у саудовской семьи сейчас понятно в каком состоянии находится. В таком, что ряд лидеров государств отказываются посещать мероприятия, которые проходят на территории Саудовской Аравии, а именно в Эр-Рияде, этот инвестиционный форум, если я не ошибаюсь.
Форум, да.
Да. Вот об этом и речь, что роль Турции повышается, США приняли эти правила игры, что придется теперь через Турцию все это решать. Для США это невыгодно, потому что они заинтересованы в том, чтобы играть как раз на разнице этих потенциалов, потому что можно выбирать, можно говорить — а вот сегодня ты, а вот завтра мы с тобой. А вот сегодня уже так не получается. Выходит, что Турция смогла из этой ситуации выжать максимум выгоды, и Турция здесь победительница, со всех точек зрения, с любых. И США придется это принять, и они уже это приняли, им просто деваться в этом смысле некуда. А что касается администрации Трампа, то, конечно, мне кажется, что сейчас не самые простые времена, хотя, знаете, в том смысле, что выстраивали связи все-таки с саудовской семьей. Так вот речь идет о некоторой непоследовательности, все-таки США обычно принято считать страной, которая защищает ценности демократические, или, по крайней мере, права человека.
Это то, к чему апеллируют многие СМИ сейчас.
Конечно. А то получается, что заявляет Дональд Трамп, вот сразу после того, как это произошло, буквально через пару дней? Что, первое, мы ни в коем случае не можем с Саудовской Аравией разрывать отношения, поскольку у нас есть, скажем так, оружейные контракты.
Интересы.
Второе, они для наших граждан, для американцев, дают рабочие места. Третье, он не был гражданином США. Это вот мы слышим от президента США, хотя много раз они, в принципе, интересовались, даже когда речь шла о других гражданах, когда речь шла о вопиющих каких-то случаях нарушения прав человека, а здесь просто человека, извините, распилили. И четвертое, что заявил Трамп, это было именно в первые часы, это очень важно, что это произошло вообще не на территории США. То есть просто шок, на самом деле, разрыв шаблона, как президент США может заявлять такое, даже если речь идет об оружейных контрактах. А где ценности? А где вообще в целом представление, как можно под этим подписаться? Поэтому очень много карикатур появилось в арабском мире, где там, грубо говоря, тематика такая, что кровь, деньги, и США, по большом счету, в курсе того, что происходит, но им где-то наплевать, по крайней мере, администрации Трампа. Потому что нельзя сказать, что в США все одинаково оценивают это как нечто такое — ну и что. Все-таки в США есть голоса, которые сегодня раздаются, и понимают — господа, это уже слишком, как минимум на территории диппредставительства.
А у меня такой вопрос, может быть, наивный, может быть, не наивный вопрос. Но если генконсульство было нашпиговано прослушкой, и представители Саудовской Аравии были в курсе абсолютно этого, если это общепринятая практика, почему же они все-таки пошли на это убийство, прямо там, в здании, понимая, что Турция тоже будет в курсе?
Ну, это наводит нас на мысль о договорном матче, так скажем. Грубо говоря, что Турция закрыла глаза, на каких-то, может быть, определенных условиях, на это.
То есть настолько им важно было устранить этого человека? Даже таким зверским способом?
Вы знаете, устранить-не устранить, дело в том, что есть разные версии, что, возможно, все пошло не по плану, что, скорее всего, его хотели вывезти, но он оказал сопротивление, и в итоге пришлось с ним разделаться. Может быть, такое, хотя, если честно, я к этой версии не склоняюсь. Я все-таки считаю, что все слишком специально. Опять же, судмедэксперт, зачем тогда его позвали? Грубо говоря, зачем тогда он был в этой делегации, прошу прощения, в этом эскадроне смерти так называемом, который прибыл из Саудовской Аравии. То есть чтобы заключить его смерть, значит, его нужно было убить в итоге, вот это все проступает. Я думаю, что просто саудовская сторона рассчитывала, что ей удастся каким-то образом это сделать, что, может быть, не все нашпиговано, в Саудовской Аравии так могли думать.
Может быть, думали, что удастся сделать это тише или более незаметно.
Да, или могли думать, что… Хотя опять же, все равно тут очень много вопросов. Почему турецкая сторона, во-первых, впустила эту, в кавычках, «делегацию», а потом выпустила? И буквально через несколько часов турки говорят, что мы вели их, то есть, грубо, мы знаем, кто конкретно. А если вы знаете, кто конкретно, зачем же вы выпустили их, если вы знали об этом? То есть получается, что вы знали изначально в принципе обо всем, вы не вмешались с тем, чтобы, грубо говоря, потом… Я думаю вот что, они усыпили бдительность саудовской разведки, что как бы им об этом не известно, сделали все возможное, чтобы усыпить эту бдительность, а потом, в тот момент, когда все это произошло, еще до того, как это вышло в мировые СМИ, я думаю, что они просто продиктовали свои условия — ребята, вот нам известно это.
Мы все знаем, это было так и так.
Да, но вы будете делать то, что мы вам сказали, правда? А мы постараемся сделать так, чтобы вы как бы… Мы не будем, скажем так, вмешиваться в вашу версию, когда вы будете что-то сообщать, мы будем аккуратненько давать свою версию. Лучше посмотрите, что турецкие следователи нашли? По моему, очень культурно себя ведут, правда? Как-то так особо…
Не очень много подробностей.
Да, и Эрдоган как-то спокоен, и все как-то спокойны. И США не предъявляют Турции никаких претензий, и Турция никому, то есть никто никому, Турция, США и Саудовская Аравия не предъявляют друг другу претензий. Что касается договорного матча…
Идиллия.
Да, идиллия какая-то, все просто замечательно. Ну, как идиллия? Конечно, понятно, что будут разбираться, что будут пытаться что-то найти, но в целом получается, что, в общем, всех все более-менее как-то устраивает. И санкций никаких в отношении Саудовской Аравии, хотя вроде говорил об этом Трамп, но мне кажется, больше ради приличия. Но эта история, конечно, мне кажется, что после этого уже международные отношения, то есть воздействие на международные отношения этого факта еще недооценено. Еще в будущем мы только увидим, насколько это, и в негативном смысле, конечно, что вот нет безопасности даже, представьте, в дипконсульстве. Ну? куда еще человеку прийти? В посольство своей страны, или в консульство, или в больницу, ну куда, это последнее место, где человек не может чувствовать себя в безопасности, а тут получается, что нет, и там не может.
Спасибо вам большое.
Фото: Osman Orsal / Reuters