Кандидат от ЛДПР Сергей Фургал одержал победу во втором туре выборов губернатора Хабаровского края. Разрыв между ним и соперником-единороссом составил более 40%. По итогам обработки 99,24% голосов Фургал набрал 69,62% голосов, а действующий глава региона, кандидат от «Единой России» Вячеслав Шпорт — 27,91%. Дождь собрал главное о ходе голосования и его последствиях.
Близкие к Кремлю собеседники Дождя предполагают, что пострадать по итогам выборов может полномочное представительство президента России в Дальневосточном федеральном округе: в отставку могут отправить Григория Куранова, заместителя полпреда Юрия Трутнева. По словам одного из собеседников, вина в произошедшем Куранова «очевидна».
Итоги выборов в Хабаровском крае означают, что нужно кардинально менять не только тактику, но и стратегию, объясняет политолог Николай Миронов: «Люди хотят смены лиц и смены курса — их не устраивает политика партии власти и правительства. Не помогают ни „договорняки“, ни какие-либо другие политические манипуляции». Перестали работать и традиционные политтехнологии, и административный ресурс, продолжает он: сейчас власти нужно налаживать диалог с населением и предлагать новый экономический и политический курс.
«Он должен быть реальным, предлагающим понятное и достойное будущее, а не абстракции. Нужно менять и методы работы с населением, и политтехнологии. Теперь востребован обмен мнениями, разработка новых идеологий и программ, нужны новые идеологи, экономисты, управленцы. Система сильно обветшала и в нынешнем виде люди ее уже не примут», — считает Миронов.
По словам другого собеседника, близкого к администрации президента, после таких выборов возможны отставки заместителей губернаторов по внутренней политике на территориях. По его словам, в администрации не ожидали такого результата.
О нарушениях на выборах заявляли оба кандидата, юристы их штабов подавали жалобы. Представитель штаба Фургала сообщил, что в основном жалобы касались нарушения тайны голосования военнослужащими — они фотографировали бюллетень перед тем, как опустить его в урну, чтобы, как предположили в штабе, «отчитаться перед командирами». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что на выборах были допущены «грубейшие нарушения». «Они силой вышвыривают наших наблюдателей, наших членов УИК и делают фальшивые протоколы», — сказал он, подчеркнув, что Фургал «никак не победит» на выборах, а их итоги ЛДПР не признает.
Штаб единоросса Вячеслава Шпорта пожаловался на незаконную агитацию в пользу Фургала в «день тишины». Также там обвинили штаб ЛДПР в подвозе и подкупе избирателей, в давлении на чиновников районных администраций и в угрозах им.
После этого глава ЦИК Элла Памфилова сказала, что «немножко разочарована» этими сообщениями и допустила отмену итогов выборов, если информация о нарушениях подтвердится. Однако секретарь Центризбиркома Майя Гришина отметила, что штабы обоих кандидатов реагировали «на любое малейшее подозрение в нарушении», но немногие из них подтвердились. После подсчета 95% голосов Памфилова заявила, что в Хабаровском крае не было нарушений, которые могли бы привести к отмене итогов выборов.
Опросы, которые проводила коммуникационная группа «Медиатехнологии» на выходе с избирательных участков, показали победу Шпорта. По данным экзит-полов, он набрал на выборах 57%, кандидат от ЛДПР Сергей Фургал — 43%. Издание «Проект» со ссылкой на источники сообщала, что, по результатам опросов, победу на выборах одержал Фургал.
Явка во втором туре к 18:00 по местному времени (два часа до закрытия избирательных участков) составила 42,7% — выше, чем в первом туре.
По мнению политолога Дмитрия Бадовского, формирование зоны «повышенной протестности» именно на Дальнем Востоке — это не неожиданность, а политический показатель всех последних лет. Сейчас же он связывает это с тем что, при обсуждении параметров пенсионной реформы именно для Сибири и Дальнего Востока наиболее болезненным был вопрос пересмотра пенсионных льгот для жителей Севера и приравненных к нему районов.
«Хорошо, что после нестандартных исходов второго тура в Приморье и Хакасии, второй тур в Хабаровском крае прошел, выборы завершены, вопросов к проведению и результату нет», — говорит Бадовский. Это еще один важный сигнал, что честность выборов и легитимность результата остаются для власти приоритетом, отмечает он.
По мнению Бадовского, ситуация со вторыми турами воспроизвела тенденции, которые наметились еще после второго тура в Иркутской области в 2015 году: повторное голосование более вероятно там, где переизбираться идут не самые сильные и успешные губернаторы, по отношению к которым накопилась усталость. Кроме того, во втором туре происходит именно протестная мобилизация, говорит эксперт: выиграть второй тур для действующих губернаторов заведомо сложнее. Тенденции развития и политических настроений, и партийной системы будут далее видны в следующем году, когда в том же Хабаровском крае предстоят и выборы законодательного собрания, и городских дум в крупных городах, напоминает он. Аналогично сложные выборы будут и в ряде других регионов — Алтай, Волгоградская область, Брянская область, где везде выборы губернаторов совмещены с политизированными выборами в законодательные собрания.