Политолог, доцент института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман объяснила, кто непосредственно занимается фальсификациями на выборах в России и объяснила, почему после скандальных выборов в Приморье они могут от этого отказаться.
Екатерина Шульман: Три региона будут проводить выборы в следующее воскресенье, в ближайшее воскресенье. Они достаточно ясно увидели, что, по крайней мере, откровенные фальсификации не будут поддержаны федеральным центром, а, возможно, и приведут за собой призрак уголовной ответственности. Прежде всего те, кто должен это понять, ― это рядовые члены УИКов. Вот эти вот чернорабочие фальсификаций, вот эти вот самые женщины, о которых говорили сегодня Николай Булаев, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии, и, собственно, Элла Александровна Памфилова.
Вот эти несчастные женщины, они бывают обоего пола, женщины эти, но понятно, о ком идет речь, да. Это работники сферы образования, в меньшей степени здравоохранения и структур ЖКХ, которые, собственно, в этих комиссиях сидят, которые в случае нужды переписывают протоколы. У них нет никакой заинтересованности в результате непосредственно, они редко связаны с кандидатом или с партией или имеют какие-то ярко выраженные идеологические аффилиации. Они делают, что начальство сказало.
Но они делают, что начальство сказало, только в тех случаях, когда они не видят для себя в этом рисков, а наоборот, видят какие-то в этом профиты: премию выпишут, отгул дадут. Если вместо премии и отгула маячит перспектива уголовного дела, они не будут этим заниматься. Они не будут протестовать, они не будут записываться к Навальному, они не будут махать плакатом, не знаю, «Долой воровскую хунту!». Они будут действовать по инструкции. Это вообще их привычный модус, вот как в инструкции написано, так и делать. Заполнять форму. Они всю жизнь заполняют форму, это их вообще модус существования. Вот они и будут ее заполнять.
Это самый страшный удар по машине фальсификаций, какой только можно себе представить. Еще раз повторю: у этих людей нет прямой заинтересованности в победе никого, у них есть заинтересованность отработать смену, уйти домой и не иметь неприятностей, чтобы к ним не примотались. Если они поймут, что за такое приматываются, они не будут на это подписываться.