История убийства в небольшом уральском городе Березовский стала причиной массового недовольства горожан следствием. 9 августа местные подростки жестоко убили молодого человека с дефектом речи. Пятеро школьников предложили 20-летнему Дмитрию Рудакову выпить, а потом — заставили раздеться, повалили на землю и начали избивать, в том числе «прыгали на голове». Рудаков умер из-за черепно-мозговой травмы, его тело нашли на следующий день. Следственный комитет начал расследование — и сначала задержали только одного подозреваемого, остальных отпустили под подписку о невыезде. 20 августа около полусотни жителей Березовского вышли на стихийную акцию протеста. Большой митинг назначили на 24 августа. После этого следователи задержали еще троих подозреваемых. Обсудили ситуацию с жительницей Березовского Ольгой Ермаковой.
Ольга, расскажите, как вам кажется, почему следствие по этому действительно шокирующему делу с самого начала шло как-то неторопливо, задержали только одного человека?
Вы знаете, мы вчера тоже задавали этот вопрос, общались с полицией, со Следственным комитетом, то есть почему вообще было именно так? Нам пояснили, что речь идет о несовершеннолетних детях. О детях, хотя, конечно, язык не поворачивается называть их так, да, в ходе событий последних.
Был задержан один человек, потому что, во-первых, он уже привлекался до этого к уголовной ответственности. Там была какая-то кража у него. И, во-вторых, он пытался уехать, купил уже билет на поезд, но его то ли с поезда сняли, то ли он не успел на него сесть. И его поэтому решено было под стражу взять.
Остальных участников взяли под стражу, получается, вчера в связи с тем, что открылись какие-то еще новые детали и было принято такое решение.
Но сейчас уже несколько участников этого нападения задержаны. Скажите, в городе и вы лично довольны ли тем, как это дело идет, как его ведут следователи?
Конечно, я считаю, что на данный момент самое страшное, да, что пугало вообще родителей города Березовского, что ребята эти, мучители, да, назовем их так, были на свободе. Сейчас все под стражей.
Конечно, не идет речь вообще о некомпетентности работы милиции, Следственного комитета. Конечно, все работают, то есть дело не брошено. Так могло показаться сначала, да, что никто ничем не занимается. Нет, действительно всё идет. Скрывалось особо это так, потому что действия шли следственные, они продолжаются сейчас.
Скажите, а что вы знаете о нападавших? Что это за подростки такие, которые просто убили человека ни за что?
Вы знаете, тут оценку дать, наверно, им не сможет даже суперпсихолог какой-нибудь, потому что это необъяснимо. И именно сейчас вот вообще цель, мне кажется, понять, откуда вообще берется эта жестокость у детей, с чем она связана. То есть явно, что это идет из семьи или это идет из школы. Нужен комплекс мероприятий, конечно.
Вот я читала комментарий еще одной жительницы. Она говорила, что после этого нападения местные жители просто боялись выходить на улицы, потому что они боялись этих подростков, когда они были не задержаны. А вот до этого нападения была ли, может быть, какая-то группировка подростков, которая терроризировала если не взрослых людей, то школьников?
Вы знаете, у меня вот такой информации нет, была ли какая-то группировка. Я ничего подобного не слышала, но я живу не в самом Березовском, то есть для меня… Не знаю, не слышала я о таком.
А что касается погибшего, известно ли, из какой он семьи? Может быть, вы знаете кого-то из его близких? Как так получилось, что он в такую чудовищную ситуацию попал?
Также с родственниками я не знакома. Единственное, знаю, что мама его воспитывала одна, у него есть младший брат шестилетний. Больше мне ничего не известно.
Скажите, а еще какие-то митинги планируете проводить или пока нет?
Смотрите, у нас администрация города Березовского разрешила нам провести митинг 30 августа. Когда мы вообще подавали заявку на проведение этого мероприятия, мы вообще цель какую преследовали? Чтобы привлечь внимание правоохранительных органов к объективному расследованию убийства Дмитрия и чтобы, конечно, были задержаны остальные мучители.
На данный момент, вот сегодня, да, можно говорить о том, что дело взято на особый контроль в СКР, мучители за решеткой. То есть, в принципе, в проведении вот этого публичного мероприятия я не вижу смысла. То есть действительно цель достигнута, создан огромный резонанс в обществе. И родители сейчас спокойны за своих детей.