20 августа около пятидесяти крупнейших сообществ «ВКонтакте» призвали к декриминализации статьи о разжигании ненависти. Всего на эти паблики подписаны более 60-и миллионов человек. Авторы обращения обеспокоены все нарастающим количеством уголовных дел за посты в соцсетях и отмечают, что есть куда более опасные бытовые ситуации, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей, а наказания за них — смехотворны. В этот же день в Петербурге начался суд над пользователем «ВКонтакте» Эдуардом Никитиным. Его обвинили в экстремизме за комментарии, в которых, в частности, были шутки о так называемых «ватниках» и безальтернативности выборов в России. Мария Борзунова — с деталями дела, которое даже по нынешним временам удивляет.
43-летнего петербуржца Эдуарда Никитина обвиняют по уже печально известной статье 282 УК РФ — разжигание ненависти или вражды. Место преступления — все та же соцсеть «ВКонтакте».
Сам Эдуард в суде заметно нервничал и отказывался говорить о своих политических взглядах, добавляя лишь, что ни в каких партиях не состоял. Он инвалид второй группы, уголовное дело уже отразилось на его жизни — еще до приговора ему заблокировали банковскую карту. На его странице «ВКонтакте» более трех тысяч друзей и в основном репосты, в том числе и на политические темы.
В основе его дела — репосты, в том числе с виду безобидный анекдот. Причем Эдуард не автор этого анекдота, он его репостнул. Суть анекдота: это диалог, в котором сын спрашивает отца, может ли измениться что-то после выборов, а тот отвечает, что вряд ли.
Из экспертизы по уголовному делу: Таким образом исследуемая надпись содержит в завуалированной форме недоверие к какому-либо из избранных путем голосования депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации в возможности осуществления кем-либо позитивных изменений в стране.
Не понравились и многие другие шутки, который репостнул Эдуард. Вот, например, цитата из еще одной экспертизы на карикатуру:
Из экспертизы по уголовному делу: Таким образом, с учетом того, что «ватник» используется пользователями определенной категории антирусской (антироссийской) направленности в значении унижения, принижения, негативной оценки очернения русских, надпись «Хороший ватник — холодный ватник!» воспринимается как пожелание смерти русскому народу.
Анализ проводили эксперты в сфере психологии, русского языка и, например, научного коммунизма. Адвокат не разглашает все материалы, но говорит, что все остальные публикации — тоже неудачные шутки. На его памяти это первый случай, когда судят за анекдот.