Эзофагогастродуоденоскопия, которая в простонародье называется гастроскопией, относится к инвазивным исследованиям. Это значит, что она несет риски травмы, инфицирования и кровотечения. И потому подпись информированного согласия пациента — это вовсе не пустая формальность. Чтобы минимизировать риски побочных эффектов и чтобы исследование было максимально информативным и комфортным, нужен не только опыт и умение доктора, но и адекватное поведение пациента во время процедуры. Пациент должен четко понимать, что с ним происходит и как себя вести в той или иной ситуации. Задать доктору перед исследованием все важные вопросы — это не только право, но и важная задача пациента, считает Игорь Добрицын, гастроэнтеролог клиники «Чайка».
1. Узнайте, зачем проводится исследование
Пациенту важно четко понимать, зачем ему назначено исследование и что именно по его результатам врач намерен узнать. Хотим ли мы определить причину боли, которая не устранялась прежним лечением, хотим ли оценить риски желудочно-кишечных кровотечений у пациента, которому планируется операция, либо это регулярная проверка предраковых изменений желудка — от цели исследования зависит многое. Среди прочего, цель исследования определяет, как к нему готовиться, предстоит ли во время него брать биопсию и как глубоко нужно заглянуть эндоскопом.
2. Предупредите врача о принимаемых препаратах и проблемах со здоровьем
От особенностей здоровья пациента может зависеть подготовка к исследованию. Прежде всего врачей будут интересовать сердечные заболевания и протезы клапанов сердца. Если у пациента порок сердца и он принимает антикоагулянтный препарат, который нарушает свертывание крови — ему вероятно потребуется специальная подготовка. Придется на время отменить препараты, перед исследованием нужно будет выполнить контрольный тест на уровень МНО и за два часа до эндоскопии потребуется профилактическое введение антибиотика. Пациенту, который перенес инфаркт миокарда, скорее всего потребуется сделать контрольную кардиограмму.
Стоит иметь ввиду еще один важный нюанс при поиске хеликобактерной инфекции в желудке — частой причины хронического гастрита, язвенной болезни и наиболее значимого фактора риска развития рака желудка. Для поиска хеликобактера во время гастроскопии берется материал на исследование. И если пациент перед исследованием продолжит принимать противоязвенные препараты или антибиотики по поводу какой-нибудь другой болезни — результат его анализа окажется отрицательным, даже если на самом деле хеликобактер есть.
И, наконец, если у пациента планируется брать материал для посева из двенадцатиперстной кишки, важно предупредить о принимаемых антибактериальных препаратах — они могут повлиять на результат исследования. Практика показывает, что, к сожалению, эти моменты редко учитываются доктором и тем более пациентом.
3. Не бросайте есть хлеб при подозрении на непереносимость глютена
Модный сегодня диагноз целиакия (непереносимость глютена) выражается в том, что слизистая неправильно реагирует на контакт с глютеном — белком, содержащимся в злаковых. При целиакии развивается воспаление слизистой тонкой кишки, атрофируются ворсинки, нарушается всасывание в кишечнике, снижается масса тела и случаются разные неприятные состояния. К сожалению, у нас это заболевание часто по ошибке не диагностируется.
Для диагностики целиакии существует регламентированный путь. Он начинается с теста крови на специфические антитела. Если они оказываются повышены, мы должны подтвердить диагноз биопсией, которая делается во время гастроскопии. Биопсия берется из двенадцатиперстной кишки, причем, минимум четыре кусочка. Есть принципиально важный момент: оба исследования — анализ крови и биопсию — нужно проводить на фоне употребления глютена. До выполнения обоих исследований пациент должен в течение хотя бы двух недель ежедневно есть не меньше трех граммов глютена, то есть 300 граммов хлеба.
В реальности обычно происходит так: пациент приходит к врачу, жалуется на вздутие, диарею. Доктор говорит: «Есть несколько заболеваний, которые могут дать сходную симптоматику. Один из вариантов — целиакия. Будем разбираться». Пациент решает проявить инициативу и исключает из рациона хлеб раз у него возможна целиакия. На этом фоне он сдает кровь, антитела приходят отрицательные, доктор напрасно скидывает диагноз целиакия с повестки дня. Только после того, как во время гастроскопии выявлены гистологические изменения, характерные для целиакии, мы можем сказать пациенту, что с этого момента ему нужно пожизненно исключить глютен из рациона, не раньше.
4. Заранее подумайте о методе анестезии
Перед введением эндоскопа пациентам орошается слизистая глотки анестетиком, чаще всего лидокаином. Если есть на него аллергия — важно об этом предупредить врача. В большинстве случаев местной анестезии достаточно. Но есть пациенты, у которых чрезвычайно выражен рвотный рефлекс или они очень тревожные, или есть некие особенности строения шеи и человеку действительно нужен общий наркоз.
Это скорее нежелательный вариант, потому что бессознательного пациента не попросишь совершить глотательные движения при прохождении эндоскопом из глотки в пищевод — это повышает риск перфорации пищевода. Но если все-таки планируется делать общую анестезию, стоит иметь ввиду, что это может потребовать дополнительных мер: встречи пациента с анестезиологом, кардиограммы и анализа крови. Пациент должен иметь ввиду, что после общего наркоза в течение дня ему не стоит управлять автомобилем или другим транспортом. То есть не нужно приезжать на исследование за рулем. Стоит также заранее узнать, делает ли в клинике общий наркоз врач-анестезиолог или сам эндоскопист. Ведь при общем наркозе пульс, насыщение капиллярной крови кислородом, частоту дыхания и артериальное давление нужно проверять каждые 5 минут. Если эндоскопист будет все время отвлекаться от эндоскопа, представляете, сколько времени займет исследование и какого качества оно будет?
5. Узнайте об оборудовании клиники
Раньше, когда эндоскопия только появилась, применялись волоконно-оптические эндоскопы, которые были толще в диаметре. Сейчас большая часть эндоскопов уже заменена на видеоэндоскопы, которые имеют существенно более тонкий диаметр. Но кое-где все еще встречаются старые аппараты. Кроме того, есть эндоскопы для трансназального введения, которые чаще применяются в педиатрии — они легче переносятся, но не так хороши для забора материала. Есть магнификационная эндоскопия, в ходе которой можно увеличить изображение как под микроскопом. Есть HD, осмотр в узкоспектральном диапазоне света NBI, который позволяет лучше выявлять участки изменений слизистой пищевода на пути к раку. И, наконец, есть хромоэндоскопия с окрашиванием для выявления патологических поверхностных изменений слизистой. Пациенту стоит узнать, каким эндоскопом будет проводиться исследование, есть ли в клинике все подходящее оборудование для того вида гастроскопии, который нужен именно ему.
6. Приходите строго натощак
Чтобы исследование было информативным, комфортным и заняло минимально необходимое время, пациент должен прийти натощак. В течение шести часов до исследования нельзя ни есть и ни пить. Часто человек думает: «Мне сказали натощак, но если я съем пироженку — ведь не страшно. Или выпью стаканчик кофе — это же не еда». В итоге в этой мутной жиже в желудке эндоскопист не может разглядеть состояние слизистой. Первые минуты он посвящает тому, что удаляет содержимое желудка через эндоскоп, чистит и промывает. Либо просто говорит: «Приходите завтра».
Если врач предполагает у пациента нарушенное опорожнения желудка, стеноз двенадцатиперстной кишки, либо опухоль — ему может потребоваться и больше времени без пищи и воды перед исследованием. Поэтому доктор, который назначает исследование, должен хорошенько подумать, сколько часов в конкретной ситуации пациенту нужно поститься. А пациенту крайне важно эту рекомендацию соблюдать.
7. Не разговаривайте, обсудите стоп-сигнал
Наконец, мы подходим к самой процедуре. Пациент предупрежден, как именно процедура будет проводиться, знает о ее целях, рассказал обо всех принимаемых препаратах, для него не становится откровением, что при протезе клапана сердца ему дадут профилактический антибиотик, он заранее оговорил способ анестезии. И вот начинается процедура. Пациенту вводят эндоскоп и тут он начинает вести себя беспокойно, пытаться разговаривать, выдернуть эндоскоп — и все исследование идет насмарку.
В ходе исследования, когда эндоскоп уже введен, ни в коем случае нельзя пытаться поговорить с доктором и тем более нельзя выдергивать эндоскоп — это чревато травмой и разрывом органов, ущемлением эндоскопа и другими серьезными неприятностями. Чтобы не допустить такой ситуации, пациент с врачом должны четко определить условный стоп-сигнал. Например, если по каким-либо причинам после того, как эндоскоп уже ввели пациенту, ему внезапно становится плохо — он начинает терять сознание, паниковать или испытывать где-то резкую боль — он не пытается говорить или вытащить трубку, а дважды стучит по ноге доктора или ассистента, или по собственной ноге.
8. Узнайте о возможных осложнениях
После исследования в течение нескольких часов, иногда дней, возможны неприятные ощущения в области горла, шеи. Это нормально. Но есть ряд эффектов, которые не являются нормой и требуют срочного обращения к врачу. Например, если появляется кровохарканье, рвота цвета кофейной гущи или резкая боль в шее или в грудной клетке, отечность шеи, становится трудно дышать или хрустит, когда проводишь по груди. В таких ситуациях не нужно думать: «Я подожду денек-другой, само рассосется». Может быть, рассосется, а может быть разовьется медиастинит, от которого умирают. Нужно вызывать скорую помощь. Лучше ошибиться с предположением, чем пропустить грозные осложнения.
9. Не делайте тестовое исследование раньше положенного
На разных интернет-форумах распространен миф, что лечить хеликобактер бессмысленно — все равно не вылечишь или перезаразишься через месяц другой. Однако в 2017 году было проведено прекрасное американское исследование, во время которого оценили риск повторного выявления хеликобактера у пациентов, у которых он был прежде пролечен. Результат показал, что в сообществах, где уровень санитарии и гигиены достаточно высокий, риск повторного выявления хеликобактера не выше 1% в год. И в большинстве случаев бактерия, которая все же выявляется снова, — это прежний штамм. То есть речь идет не о перезаражении, а реактивации недолеченной инфекции.
Откуда же эти мифы? Все дело в том, как оценивается эффективность лечения у пациентов. Все международные рекомендации по диагностики и лечению хеликобактера четко говорят, что оценивать эффективность лечения нужно не раньше, чем через четыре недели после завершения курса лечения. До проведения тестирования пациент две недели не должен принимать ингибиторы протонной помпы, а антибиотики, метронидазол, препараты висмута («Де-нол») – четыре недели. А как бывает в реальности? Пациент жалуется на боли в верхней части живота. Ему проводят гастроскопию, при которой выявляют язву в двенадцатиперстной кишке и хеликобактера. Доктор назначает лекарства и пишет: контроль заживления язвенного дефекта провести через четыре недели. Пациент две недели принимает препараты и еще через две недели приходит на контрольную гастроскопию. То есть после завершения курса препаратов проходит всего 2 недели, тест на хеликобактер оказывается отрицательный. То, что сроки не были соблюдены, никто не берет во внимание. В итоге через полгода недобитый хеликобактер восстанавливает свою популяцию, и гастрит возвращается.
10. Не делайте гастроскопию, если в этом нет необходимости
У нас для проверки на эффективность лечения от хеликобактера любят проверять кровь на антитела к хеликобактеру, хотя этот тест годен лишь для первичной диагностики. Еще любят назначать контрольную гастроскопию. На самом деле в большинстве случаев нет необходимости в контрольной гастроскопии. Рекомендации Маастрихтского консенсуса (основного документа, который публикует обновленные данные по лечению хеликобактерной инфекции) говорят, что предпочтительными методами оценки эффективности курса лечения от хеликобактер считается дыхательный уреазный тест С13 либо исследование кала. Исключение составляет случай, когда параллельно с гастритом мы должны контролировать какие-то предраковые изменения или есть самостоятельные показания для выполнения ЭГДС, например, перед плановой операцией. При этом быстрый уреазный тест, который проводят сразу в эндоскопическом кабинете, уже не рекомендован. При биопсии для проверки эффективности лечения нужно проводить гистологическое исследование, причем обязательно из антрального отдела и тела желудка.
Другой распространенный пример ненужного назначения исследования — при боли в верхних отделах живота в поликлиниках любят с ходу отправить на гастроскопию. Но зарубежные рекомендации говорят, что при этом симптоме гастроскопию нужно делать только пациентам, у которых в течение двух недель лечения симптомы никуда не делись. Либо пациентов, у которых симптомы впервые появились в возрасте старше 45 лет и сопровождаются «тревожными» признаками, которые могут указывать на рак желудка — немотивированным резким снижением массы тела и желудочно-кишечным кровотечением.
И, наконец, еще один пример неоптимального назначения гастроскопии — рефлюксная болезнь. Это проблема, которая возникает из-за заброса желудочного содержимого в пищевод и вышележащие отделы. Основное симптомы — изжога и регургитация, то есть поступление жидкости с кислым, горьким привкусом из желудка в рот, а также кашель, боль в горле. Врачи любят диагностировать рефлюксную болезнь с помощью гастроскопии. На самом деле исследование может выявить изменения в слизистой пищевода — но не может подтвердить, что именно эти изменения стали причиной симптома. Для подтверждения наличия гастроэзофагеального рефлюкса и его роли в развитии кашля, боли в горле правильнее делать другое исследование — рН-импедансометрию пищевода.
Ася Чачко