На прошлой неделе президент Путин подписал поправки к закону о новых правилах проведения фестивалей. Уже с ноября ни одно кино нельзя будет показать, если у него нет прокатного удостоверения, а чтобы обойтись без бюрократии, потребуются еще большая бюрократия: предстоит зарегистрироваться в качестве фестиваля в официальном реестре Минкульта, которого пока не существует, завести жюри и призы. Ставшие популярными разовые кинопоказы и ретроспективы длиною в месяцы или даже год теперь под вопросом. Что теперь будут делать организаторы модных кинофестивалей и не лишится ли российский зритель качественного авторского кино, оставшись один на один с массовым прокатом? Об этом Денис Катаев поговорил с главными действующими игроками независимого кинематографа.
«С широко закрытыми глазами» — такое кино с широко открытыми глазами на большом экране всего несколько дней назад смотрели тысячи жителей Москвы и Питера. В рамках первой за долгие годы ретроспективы Кубрика в честь его 90-летия.
А до этого был Бергман с его вековым юбилеем. На подходе — Сидни Люмет. Но, возможно, с ноября, если все останется по-прежнему, такие синефильские показы станут вне закона. Прокатное удостоверение на каждый фильм не получишь, жюри на разовый показ не сыщешь, а копию в Минкульт не сдашь — ведь они обычно зашифрованы для определенных кинотеатров. То есть зрителя принуждают вновь уйти в тень — в торренты.
Больше трех лет питерская компания «Иноекино» устраивает подобные показы по всей России. Теперь им фактически выкручивают руки. Руководитель этого просветительского проекта Алексей Бажин после того, как депутаты единодушно приняли поправки, инициировал письмо Путину, где объяснил, чем они вредны для индустрии. Под ним подписались главные действующие игроки кинорынка, все кто показывает фестивальное кино в России. Но послание осталось без ответа. Администрация президента переправила его в Минкульт.
Алексей Бажин, руководитель проекта «Иноекино»: Новый закон не создает системы для работы и развития... не учитывает международную практику, специфику российского рынка, а также уже существующий формат. Закон лишает зрителей большей части ретроспективных показов, фестивалей без жюри, а также специальных событий, поскольку получить прокатное удостоверение, согласно существующей на сегодня процедуре, на практике трудно выполнимо, а иногда невозможно из-за чрезмерных требований Министерства культуры и Госфильмофонда к предоставлению документов и материалов фильма.
Под угрозой любые спецпоказы и ретроспективы, которые стали частью репертуарной политики кинотеатров. Разнообразие, к которому так привык современный горожанин, с новым законом исчезает на глазах.
Под угрозой те самые хипстерские показы фильмов Каннского и Венецианского фестивалей, Бритфесты, Амфесты и прочее. Редкие картины, которые не доходят до проката, теперь станут фактически «запрещенкой». В выигрыше оказываются как раз те, с кем Минкульт вроде бы борется — американские блокбастеры, «Марвел», «Дисней» и прочее. А качественное кино исчезает с рынка. Образовательные проекты — все уходит в тень или онлайн.
Софья Капкова, директор ЦДК: Мы будем пытаться выйти на диалог с Министерством культуры и пытаться понять и, по возможности, сформулировать, что есть прокатное удостоверение для фестивальных показов и альтернативного контента (трансляций спектаклей и показа телесериалов), почему оно не может выдаваться и, главное, получаться также, как и прокатное удостоверение для прокатного кино.
Однако диалог еше возможен. Обнадежила та, от которой не ждали, — новая глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская. Осенью обещала разобраться во всем, проконсультироваться с кинообщественностью и внести изменения. Предложения, что делать, уже есть.
Забеспокоились и киносети, которые тоже стали выигрывать на подобных фестивальных разовых показах. Ведь набор у кинотеатров одинаковый, деньги зарабатывают на блокбастерах, но проблема в том, что таких фильмов в год выходит не так много. Рестроспективы и киноманские программы помогали заполнить перерывы между громкии премьера. Теперь этой существенной части выручки их лишают.
Фото: Агентство «Москва»