Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский заявил, что ощущает «тяжелый груз» из-за гибели в Центральноафриканской республике Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко. Они поехали в ЦАР делать расследование для Центра управления расследованиями (ЦУР), медиапроекта, запущенного Ходорковским и «Открытыми медиа» в 2017 году.
«Я, несомненно, ощущаю тяжелый груз. Это не первый раз в моей судьбе, когда гибнут люди, с которыми я работал или с которыми стоял рядом в опасных ситуациях или за которых нес ответственность. Тяжелое время, трудная роль руководителя больших коллективов в опасной работе. Мне с этим жить», — написал Ходорковский в фейсбуке.
Говоря об обеспечении безопасности этой группы в ЦАР, он написал, что ему было бы странным навязывать решения в этой сфере «профессиональным военкорам с большим опытом». По его словам, журналисты обсуждали детали организации поездки напрямую с главным редактором ЦУРа Андреем Коняхиным, и «запрошенные ресурсы предоставлялись». «Поездка ими оговаривалась с миротворцами ООН, представителями повстанцев и официальными властями», — добавил Ходорковский.
Почему журналисты отказались от сопровождения и выбрали такой маршрут, время и способ передвижения, выясняется, добавил бизнесмен.
Сам Ходорковский дал деньги на проект «Российские наемники», для которого журналисты собирали информацию о находящихся в ЦАР бойцах частной военной компании «Вагнера». «Относительно страховки. Средства, выделяемые на проект предусматривали страховку, однако если с этим возникнут проблемы, ЦУР возьмет на себя расходы», — добавил он.
Ходорковский пообещал, что будет добиваться расследования их убийства, чтобы было установлено, кто это сделал и почему.
Проект о наемниках бизнесмен считает важным, так как в России наемничество не урегулировано законом и является уголовным преступлением. «У нас не так много способов останавливать преступную практику. Главный из них — рискуя жизнью рассказывать правду», — написал он.
О гибели Джемаля, Расторгуева и Радченко в ЦАР стало известно 31 июля. 30 июля они ездили по стране на автомобиле с местным водителем. По данным ЦУР, они неожиданно изменили запланированный маршрут на территории, подконтрольной мусульманским группировкам.
По одной версии, они были убиты при обстреле их машины из засады, по другой, их захватили, допросили и убили повстанцы. Водитель машины выжил. Коняхин говорил, что водителя журналистам рекомендовали представители ООН, в МИД России и в инфоцентре ООН в Москве заявили, что водитель не имел к ООН никакого отношения. Представитель МИД Мария Захарова сказала Дождю, что при убитых не было паспортов, что они поехали в ЦАР как туристы и что на месте они не получали необходимые разрешения для журналистской деятельности в этой стране.
ЦУР вечером 1 августа опубликовал все детали о поездке журналистов в ЦАР, которые удалось выяснить на этот момент. В организации объяснили, что Джемаль, Расторгуев и Радченко поехали туда по туристическим визам и не аккредитовывались в российских дипмиссиях, так как контакты с российскими официальными структурами помешали бы их работе. «Это было связано с объектом расследования — ЧВК Вагнера. Если гипотеза расследовательской группы была верна, и в ЦАР российская частная военная компания ЧВК Вагнера выступала в качестве наемной боевой силы при негласной поддержке российских властей, то обращение к российским дипломатическим органам делало бы расследование бессмысленным», — говорится в сообщении центра.