Водитель погибших в ЦАР российских журналистов не связан с миссией ООН. Об этом Дождю сообщила официальный представитель МИД Мария Захарова.
Она сообщила, что с МИД связались представители ООН и опровергли информацию о том, что водителя журналистам предоставили или рекомендовали в организации. По ее словам, в ООН пообещали, что эту информацию будут «официально дезавуировать». Водитель никаким образом с ООН связан не был, подчеркнула она.
«Сообщаем, что Миссия ООН по стабилизации в ЦАР (MINUSCA) не предоставляла ни водителя, ни автомобиль для съемочной группы российских журналистов», — заявил «Интерфаксу» руководитель Информцентра ООН в Москве Владимир Кузнецов. Он сослался на представителя миссии Владимира Монтейро.
Ранее Андрей Коняхин, глава Центра управления расследованиями (ЦУР), по заданию которого журналисты собирались снимать фильм о ЧВК Вагнера в ЦАР, говорил, что «водитель был предоставлен съемочной группе ооновцами». По его словам, вопросы безопасности «обеспечивались по договоренности с миротворческой миссией ООН в ЦАР».
Комментируя информацию о планах журналистов провести расследование о наличии в ЦАР военных из ЧВК «Вагнера», Захарова назвала их «околесицей». По ее словам, никто не скрывал «наличие российских инструкторов в ЦАР», в этом нет «никакой сенсации» и об этом МИД сообщал в марте 2018 года. Она добавила, что убитые журналисты, «исходя из места обнаружения тел, двигались совсем не туда, где работают инструкторы». Вопрос, как связаны эти инструкторы с ЧВК, Захарова переадресовала специалистам.
В ЦАР россияне базируются в городе Бриа, где они в больших количествах нанимают местную молодежь и платит ей по 1500 местных франков в день, сообщило 1 августа местное СМИ CNC. Россияне также предлагают гуманитарную помощь местному населению и интересуются местными шахтами, утверждает оно.
По словам Захаровой, трое журналистов по прибытии в ЦАР не сообщили об этом российскому посольству. В посольстве ЦАР в Москве МИД получил информацию, что они, запрашивая разрешение на въезд в страну, целью поездки указали «туризм». Уже по приезде в ЦАР они не оформляли документов, которые разрешили бы им заниматься там журналистской деятельностью, добавила она, сославшись на представителей местных властей.
По данным МИД, у погибших нашли старые редакционные удостоверения, в том числе документ 2011 года из «Известий». Паспортов у них при себе не было, подчеркнула Захарова. По ее словам, МИД ведет работу по оформлению всех необходимых документов на погибших, организует доставку тел в Россию силами некоей зарубежной авиакомпании и находится в контакте с местным следствием.
От представителей местных правоохранительных органов в МИД узнали, что, когда журналисты выезжали из последнего населенного пункта, их предупредили, что они покидают зону, подконтрольную местным силовикам и дальше с ними может случиться все, что угодно.
31 июля стало известно, что в ЦАР убили троих россиян — журналиста Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора и фотографа Кирилла Радченко. Они поехали туда для съемок фильма о частной военной компании «Вагнер» для ЦУР. Они выехали из столицы ЦАР Банги в сторону города Бамбари. Сообщалось, что их заблокировали на одном из блокпостов или что они попали в засаду. Водитель машины, который возил журналистов, спасся. Он сообщил, что они попали в засаду и их обстреляли.
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС