Госдума 26 июля приняла в третьем чтении законопроект о фестивальном показе фильмов. Если он вступит в силу, картины без прокатного удостоверения смогут показывать только на фестивалях, утвержденных в министерстве культуры. Прокатчики еще в прошлом году предупреждали, что это угрожает всем неконкурсным фестивалям и ретроспективам. Дождь поговорил с организаторами фестивалей о том, как нововведения скажутся на их работе.
Авторы законопроекта предлагают разрешить показ фильмов без прокатного удостоверения только на кинофестивалях с конкурсной программой и жюри, которые длятся не более десяти дней. При этом фильм нельзя показывать больше двух раз.
Также документ устанавливает определение кинофестиваля — это «культурно-просветительное мероприятие, проводимое в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов». Перечень кинофестивалей будет определять правительство, то есть Минкульт.
По действующему законодательству показывать фильм без прокатного удостоверения можно, если он был создан для показа по эфирному, кабельному или спутниковому телевидению, а также если его ввезли в Россию из-за рубежа для показа на международном кинофестивале. В законодательстве не было определения таких мероприятий, и они могли организовываться без предварительного согласования с Минкультом. «Кинопоиск» отмечает, что для соответствия правилам проката без удостоверения авторы фильмов иногда передавали права на картины дружественным зарубежным студиям, чтобы по документам лента значилась как иностранная и показывалась на фестивалях.
Директор компании «Иноекино», которая устраивает показы классических фильмов, Алексей Бажин рассказал Дождю, что получение прокатного удостоверения для одного-двух показов — «это утопия». Само прокатное удостоверение он назвал «институтом цензуры». У организаторов кинособытий «деловые серьезные отношения с иностранными правообладателями, прокатчиками, дистрибьюторами, а сейчас в эту цивилизованную систему пытаются внести хаос», говорит Бажин. По его мнению, законопроект нужен властям, чтобы больше контролировать кинематограф и «зачистить» те картины, в которых не уверены в Минкульте. По его словам, под действие законопроекта могут попасть и ретроспективы, и недели кино, и разовые показы — то есть любые события индустрии кино.
«Мои коллеги ходили на совещания в Думу, но такое ощущение, что нас просто не хотят слушать», — говорит он. Одна из главных проблем законопроекта, считает Бажин, заключается в том, что Госдума не рассматривает кинособытия как бизнес.
Госпошлина на прокатное удостоверение в России сейчас составляет 3,5 тысячи рублей. Однако год назад министр культуры Владимир Мединский предложил увеличить ее в полторы тысячи раз — до пяти миллионов рублей. По его задумке, взносы должны платить и российские, и зарубежные фильмы, только российским их потом будут возмещать Фонд кино.
Прокатное удостоверение накладывает определенные требования к фильму: например, оно не выдается, если картина содержит нецензурную брань, нарушает законодательство о противодействии терроризму и экстремизму, содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств и так далее.
Смысл законопроекта в том, чтобы понимать, «откуда взялся фестиваль и что это такое», сказал Дождю первый зампред комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко. «Это все, больше никаких причин нет. Те фестивали, которые существуют, они будут существовать. То, что привезут, то и показывайте, ради бога. Без прокатного удостоверения можно в течение десяти дней два раза. Жюри там, конечно, должно быть — как же без жюри, согласитесь. Ретроспективы — это не фестивали, они тут ни при чем», — отметил он.
Куратор кинофестиваля института «Стрелка», кинокритик Стас Тыркин считает, что кинофестивалям ничего не угрожает, хотя закон и создаст дополнительные сложности. «Мы готовы уже ко всему в этой стране. На национальных фестивалях, таких как „Кинотавр“, это давно практикуется — мы, к сожалению, не можем взять даже короткий метр в программу без прокатного удостоверения. Это абсолютно, конечно, бессмысленно, потому что у этих фильмов не может быть никакого проката», — говорит он.
Организатор Beat Film Festival Алена Бочарова рассказала, что ее инициатива «очень смущает», так как помимо конкурсной программы у фестиваля есть и региональная, «цель которой — просвещать публику в регионах, а в концепции такого фестиваля не может быть ни жюри, ни конкурсной программы». Она сказала, что фестиваль будет пытаться приспособиться к новым правилам: «Фестивали будут думать, как им придумать жюри, конкурсную программу, но, в общем и целом, это такое классическое российское приспособленчество к обхождению законов, а законы будут применяться, когда что-то неугодное будет происходить».
Законопроект важен, потому что касается не только фестивалей, проходящих раз в год, а гораздо большего количества кинособытий, продолжает Бочарова: «Это прекращает всю текущую киножизнь, какие-то показы, которые поддерживают интеллектуальный уровень. Они организуются посольствами. Например, к юбилею Бергмана посольство Швеции хочет сделать ретроспективу по этому поводу. Могут они получить прокатное удостоверение? Да нет, конечно. Они скорее откажутся от этой идеи, нежели будут вникать в тонкости российской бюрократической жизни и платить эти деньги, они просто не могут по закону — потому что это иностранная организация». По ее словам, даже при сохранении большинства известных фестивалей важно не допустить появления такого закона ради сохранения независимых проектов.
О том, что поправки могут нанести «невероятный ущерб», говорит и руководитель специальных проектов Центра документального кино, куратор фестиваля документального кино о городской культуре Center Festival Майя Кузина. «Прежде всего для нас это означает невозможность проведения Center Festival в том виде, в котором он задуман — как тематический киносмотр ключевых картин о городской культуре и современном обществе, отобранных из программ крупнейших мировых кинофестивалей. Задача проекта исключительно просветительская, мы никогда не хотели оценивать картины и присуждать призы, но теперь, видимо, придется двигаться в этом направлении», — говорит куратор.
По словам Кузиной, в ЦДК пока не решили, как смогут сохранить ретроспективные показы, которые проводятся в отдельной секции фестиваля. «Главным препятствием все же видится необходимость быть включенным в специальный государственный реестр кинофестивалей — по сути получить одобрение на свою деятельность. Это условие кажется самым неоднозначным, особенно в контексте того, что мы независимая от государства организация», — говорит Кузина. Пятый фестиваль ЦДК, запланированный на начало сентября в Москве и Санкт-Петербурге, состоится в обычном формате, «но что с ним будет дальше, пока неизвестно», добавляет она.
Инициатива возмутила и сеть кинотеатров «КАРО», которая в 2016 году запустила проект «Каро. Арт» — показы альтернативных художественных и документальных фильмов на фестивалях и неделях тематического кино. В пресс-службе сети сказали, что вопросы организации фестивалей, ретроспектив и другого альтернативного контента «давно нуждаются в решении на законодательном уровне», но принятый законопроект «игнорирует все замечания, высказанные представителями индустрии, начиная от создателей кино и заканчивая дистрибуторами». По словам представителей сети, если он будет принят, организаторы кинособытий не смогут получить прокатное удостоверение технически, потому что сейчас даже дистрибьюторы, представляющие крупные студии, имеют сложности по срокам и техническим требованиям. «Несколько раз прокатное удостоверение являлось рычагом давления на бизнес», — заявили в компании.
Одинаково серьезно ударит по индустрии каждый из пунктов законопроекта, считает генеральный директор арт-объединения CoolConnections Надежда Котова. «Он называется “О поддержке…”, а по факту практически уничтожит частную инициативу в фестивальном движении и кинопоказе в целом. Мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы законопроект был скорректирован и соответствовал реалиям киноиндустрии и не ограничивал выбор зрителей», — сказала Котова Дождю.
В большинстве случаев продолжать организацию мероприятий, которые формально не будут «фестивалями» — например, показов или недель кино — будет нецелесообразно, считает Котова: «Не думаю, что национальные фестивали уцелеют. С ретроспективами тоже совсем не ясно. Допустим, я получу прокатное удостоверение на фильм для показа в Москве и в Петербурге в рамках нашего фестиваля «Al Cinema: Кино арабского Востока», а спустя неделю мне напишут из прекрасного кинотеатра в Новосибирске, что они также хотели бы показать эту картину и провести этот фестиваль. Мне нужно получать прокатное удостоверение еще раз?».