Совет по правам человека назвал необоснованными и немотивированными решения об отказе возбудить уголовное дело по заявлению главы чеченского «Мемориала» Оюба Титиева о том, что ему были подброшены наркотики . Об этом говорится заключении по делу Титиева, которое подготовила комиссия СПЧ по научно-правовой экспертизе.
«Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные по результатам указанной проверки, являются необоснованными, поскольку выводы следователя не основаны на достаточных сведениях, подтверждающих отсутствие обстоятельств, указанных в заявлении О.С. Титиева», — решила комиссия.
Оюба Титиева задержали в январе в Грозном. Полицейские заявили, что в салоне его машины нашли наркотики. Его арестовали по обвинению в хранении наркотиков. Он заявил, что наркотики ему подбросили. В МВД и Генпрокуратуре не нашли нарушений в задержании правозащитника. Глава СПЧ Михаил Федотов просил СК проверить обстоятельства задержания правозащитника. Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела по жалобе защиты Титиева на подброшенные ему наркотики.
Следствие незаконно сузило предмет процессуальной проверки, которую проводили по жалобе защиты Титиева, считают в СПЧ. Из него намеренно исключили обстоятельства, «установление которых неизбежно привело бы к выводу о фальсификации уголовного дела», говорится в заключении.
Во всех постановлениях следователя об отказе в возбуждении уголовного дела доводы Титиева опровергались только показаниями должностных лиц, «сообщавших об обстоятельствах документально оформленной остановки, которая, согласно объяснению О.С. Титиева, являлась повторной и инсценированной, т.е. имела место подмена фактов, составляющих предмет процессуальной проверки». Предмет проверки был изменен незаконно, и это «сопровождалось высказываниями следствия, нарушающими презумпцию невиновности О.С. Титиева», считают в комиссии.
Проверка была неполной и неэффективной, следователи не соблюдали требования безотлагательности и своевременности подобной проверки, заявили в СПЧ. Названные нарушения позволяют сделать вывод о незаконности принятых процессуальных решений, полагают эксперты.