Прямой эфир

Режиссер, правдоруб, депутат: каким мы запомнили Станислава Говорухина. Колонка Ильи Шепелина

Здесь и сейчас
4 269
22:32, 14.06.2018

14 июня в санатории в Барвихе скончался режиссер и депутат Государственной думы Станислав Говорухин. Об этом сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Режиссеру было 82 года. Известие о госпитализации Говорухина появилось 13 июня. Телеграм-каналы сообщали даже о смерти режиссера, но его пресс-секретарь Мария Шоппо эти сообщения опровергала. 14 июня Владимир Путин выразил соболезнования семье режиссера. Среди тех, кто назвал смерть Говорухина большой утратой, люди разных политических взглядов. Как бы ни относиться к политической деятельности Говорухина в последние годы, невозможно не признавать, что он был режиссером, снявшим несколько культовых фильмов, а некоторые его роли стали настоящим документом эпохи. Илья Шепелин — о судьбе и пути Станислава Говорухина.

Режиссер, правдоруб, депутат: каким мы запомнили Станислава Говорухина. Колонка Ильи Шепелина

Если Cтанислава Говорухина запомнят только как коллегу депутатов и государственных людей, это будет совершенно напрасно. Станислав Говорухин — автор  по-настоящему народного кино, когда-то попавший в политику не для званий, а потому что душа за страну болела.

В легендарной программе «600 секунд» журналист Невзоров в режиме прямого эфира освещал крушение Советского Союза — ошеломляющая бедность, повальный алкоголизм, зашкаливающая коррупция. Говорухин пошел за руку с Невзоровым и сделал это в формате монументального фильма — «Так жить нельзя».

Шокированный тем, что происходит в родной стране, он поехал на Запад, чтобы показать, как живут там.

Рассуждать об этом Говорухин, наверное, мог себе позволить, потому что в советское время снимал по-настоящему народное кино. Именно он увековечил в кинематографе образ Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого.

Фильм про альпинистов «Вертикаль» стал гимном советским шестидесятникам. А сериал «Место встречи изменить нельзя», когда его показывали по телевизору, оставлял улицы городов пустыми. И даже те, кто его давно не пересматривал, все равно говорят цитатами оттуда.

Говорухин, конечно, не снимал артхаус или авторское кино. Он делал крепкие жанровые фильмы — успешно бравшись за постановки Марка Твена, Данеэля Дэфо или Агаты Кристи и выпуская в среднем по фильму в год. Он был умным, но не заумным, талантливым, хотя и не гениальным. А в конце 80-ых раскрыл себя еще и как актера: снялся в роли Крымова в культовой «Ассе».

Когда же началась перестройка, он понял, что больше не может молчать, и так не замолчал. После «Так жить нельзя» было еще одно документальное резонерское высказывание «Россия, которую мы потеряли». А тут подоспела и эпоха свободных выборов.

Говорухин избирается в Государственную думу, потом создает свой собственный блок, который набрал на парламентских выборах 1995 года 0,99%. Вскоре добирается и до президентских выборов. Художник продолжал учить жизни, постепенно превращась в старика с жалобной книгой.  

На президентских выборах в 2000 он противостоял Владимиру Путину, набрал полпроцента, но сразу после выборов позволял себе говорить такое.

Станислав Говорухин, интервью: К Путину у меня нет претензий, с ним всё понятно. У меня, скорее, есть претензии к нашему народу, который по-холопски угодливо согласился с этим назначением еще в сентябре. Когда царь Борис объявил, что преемником будет — и все выстроились в очередь. Поцеловать, заглянуть в глаза, согнуться в подобострастном поклоне.

А через 12 лет он возглавил предвыборный штаб Путина. Но со временем Говорухин стал обрастать государственными регалиями. Без труда получал финансирование на свои фильмы, ни один из которых не имел шанса окупиться в прокате. Продолжая произносить те же слова про культурное одичание, он сам превратился в одного из больших чиновников, которых сам раньше критиковал.

Вопросы, которые поставил Говорухин почти 30 лет назад, так и не решились. Но он хотя бы их задал.

Фото: Юрий Машков / ТАСС