Фильмы «Лето» Кирилла Серебренникова и «На войне» Стефана Бризе, согласно рейтингу французских кинокритиков, могут получить «Золотую пальмовую ветвь» 71-го Каннского кинофестиваля. Михаил Идов, один из сценаристов фильма «Лето» Кирилла Серебренникова, рассказал о том, как он работал над картиной с режиссером.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Рейтинг составляется каждый день на основании мнений французских критиков, которые выставляют оценки от «нулевой» до трёх звёзд. Наивысшей оценкой служит изображение золотой пальмы. Из 15 фильмов основного конкурса у «Лета» и «На войне» наибольшее количество «пальм» — по шесть у каждого.
Идов сказал, что обсуждал идею фильма о юности Цоя еще два года назад с Ильей Стюартом, продюсером картины. Первый сценарий, написанный «под себя» другим режиссером, никого не устраивал, поэтому продюсеры попросили Идова с женой его переписать. «Вместо того, чтобы его изменить, мы взяли общее направление», — сказал сценарист, объяснив, что для них было важно взять за основу мемуары Натальи Науменко.
Уже после они с Серебренниковым начали совместную работу над следующими драфтами, а финальный режиссерский драфт был сделан самим Серебренниковым. Идов упомянул, что был счастлив видеть сцены и диалоги, оставленные без изменений после редактуры режиссера — Серебренников часто предоставляет возможность актерам самим строить диалоги, его стилю присуща импровизация.
Идов также сказал, что до премьеры создатели фильма не отвечали на критику, потому что «бессмысленно говорить с людьми, которые его не видели». По его словам, «Лето» — это не биографический и не документальный фильм, и из синопсиса не очень понятно, что он из себя представляет. «Это музыкальная фантазия на тему субъективных воспоминаний не центрального участника этой тусовки», — такими словами сценарист описал «Лето».
Идов также рассказал, что Роман Билык, исполняющий роль Майка Науменко, поет чище Майка, а современная запись делает звук еще более отчетливым, поэтому перепетые песни звучат иначе. Однако он добавил, что «в фильме музыка звучит так, как она звучала у них в головах, а не как она звучит на самом деле».
Сценарист также рассказал, что они с женой были на съемках вместе с Серебренниковым буквально за сутки до его задержания. По указанию режиссера съемки продолжались — Идов рассказал, что у Серебренникова была привычка записывать на видео все репетиции, поэтому остаток фильма был снят именно на основе этих записей.
«В фильме нет ни одного кадра, который не был бы кадром Кирилла», — сказал Идов, добавив, что работа по видеозаписям с репетиций была очень важна для команды, «иначе не было бы смысла его[фильм] продолжать». После съемок Серебренникову передали хардрайв, и следующие три месяца, будучи под арестом, режиссер монтировал фильм сам.
Фото: Stephane Mahe / Reuters