15 мая в русском павильоне на Каннском фестивале Ксения Собчак и режиссер Вера Кричевская презентовали свой документальный фильм об Анатолии Собчаке. Это одна из самых ожидаемых документальных лент 2018 года, во всяком случае, в России. Интервью для фильма дал даже Владимир Путин, после которого уже ни один из ключевых героев времени не смог отказать авторам картины в комментарии.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Вера Кричевская, режиссер: Для меня самое главное в этом фильме ― это треугольник. Я всё повествование пыталась строить вокруг треугольника Собчак ― Ельцин ― Путин, и он, так сказать, так и строится. Мы смотрим на время через отношения и какие-то связи между этими тремя персонами.
Людмила Нарусова, вдова Анатолия Собчака: Я смотрю на афишу. Знаете, если бы не было этой реальной фотографии, сделанной в 1989 году во время первых съездов народных депутатов, если бы её не было, нужно было бы, наверно, нарисовать такую афишу. Но это реальная фотография. И маленькая Ксения прижимается к отцу, со страхом смотрит вперед, как будто зная, предчувствуя, что отца ждет, и как бы пытается его защитить от этой большой и грязной политики.
Ксения Собчак, соавтор фильма «Дело Собчака», журналист: Это человек, который мог и имел силу, и интеллект, и ценности, которые бы сделали нашу страну настоящим демократическим государством. Но этого выбора не случилось.
Был какой-то совсем другой путь. Профессор, человек, который, встречаясь с Иосифом Бродским, мог декламировать его стихи наизусть. Каждый выходной после работы он спешил в филармонию, ходил в БДТ. Вот такой был мэр в нашем городе. Человек с большим политическим видением, идеалист, как сейчас бы, наверно, сказали. Но это был совсем какой-то другой путь. Этого пути больше нет, поэтому, в принципе…
― И таких людей больше нет.
Ксения Собчак, соавтор фильма «Дело Собчака», журналист: И таких людей нет. И поэтому это история и про наше настоящее, про дух времени, про то, как изменилось это время. И смотря на те кадры, на папу, на то, что он делал, ты это еще сильнее ощущаешь.
Людмила Нарусова, вдова Анатолия Собчака: «Дело Собчака», название фильма ― это не просто то дело, которому он служил, не то дело, которому он действительно посвятил свои силы и свою жизнь, не то дело, которое инкриминировалось ему и фальсифицированно возбуждалось.
Это и дело Ксении, которое она продолжает, продолжает дело своего отца. А она хочет снять, захотела снять фильм об этом времени, об отце, о нашей стране и о том, каково в нашей стране быть честным политиком.
Ксения Собчак, соавтор фильма «Дело Собчака», журналист: Это была тоже такая отдельная детективная история внутри этого фильма, как мы собирали эту информацию и как среди этих 220 томов дела мы смогли найти какие-то очень важные вещи, касающиеся моего папы.
Для меня поменялась жизнь. Я точно понимаю, что мы докопались до сути, до изнанки этой травли, мы показали все эти механизмы. И действительно, они никак не изменились, это ровно те механизмы, которые начали работать в нашей стране тогда. Они работают для того, чтобы заклеймить и затравить человека, ровно сейчас. Главное ― породить зерно сомнения в честности. Главное ― прикрепить ярлык, что ты вор. Главное ― раскрутить целую махину обвинений и подозрений уже во всем, включая инфаркт и прочие, прочие вещи.
― Анатолий Собчак в этом фильме кто, на ваш взгляд?
Людмила Нарусова, вдова Анатолия Собчака: Герой.
Вера Кричевская, режиссер: Собчак в этом треугольнике жертва. И он жертва этих обоих, на самом деле, фигурантов.
Мы рассказываем исторический сюжет, который людям из сегодняшнего дня с либеральными и демократическими взглядами рассказывать довольно неприятно, потому что это сюжет, в котором Путин совершает фактически геройский поступок, и это исторический факт. Нравится нам это или нет, но Владимира Путина в Кремль привел его поступок, причем поступок такой, на который не способен никто сегодня вокруг Владимира Путина.
Ксения Собчак, соавтор фильма «Дело Собчака», журналист: Вообще я как-то считаю своей личной победой, что очень многие герои, в том числе Владимир Владимирович, смогли в интервью быть не такими, знаете, каменными монументами самим себе и говорить какие-то дежурные фразы, что вот Собчак такой-то, такой-то, мы его очень любили. А вдруг совсем другой пошел разговор, и в том числе с Владимиром Владимировичем, мне кажется, этот разговор тоже сложился.
Вера Кричевская, режиссер: Это же очень интересный эксперимент. Об этом многие будут, наверно, говорить. Мы наблюдаем за Владимиром Путиным, условно, практически с 1991 года в этом фильме. И его трансформация вызывает огромное желание об этом говорить и понимать, как это произошло. Этот фильм, конечно, про сегодня.
Фото в коллаже: Алексей Абанин / Дождь, Сергей Савостьянов / ТАСС