13 апреля Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора о блокировке мессенджера Telegram. Согласно решению суда, Telegram должен быть заблокирован немедленно. Доступ к мессенджеру уже ограничили в Китае, Саудовской Аравии, власти Ирана уже блокировали его на некоторое время и недавно предупредили о полной блокировке. Дождь поговорил с жителями Ирана, где также заблокированы Facebook и YouTube, о том, как они продолжают им пользоваться.
*герои попросили не называть их имен
Мы используем Telegram после блокировки, потому что этот мессенджер безопаснее всего для иранцев — его сервера находятся не в Иране. Чтобы это делать, мы устанавливаем VPN. Я не знаю никого, кто бы перестал использовать Telegram после блокировки — все пользуются либо основной версией, либо Telegram X.
Мессенджер популярнее, чем WhatsApp и Viber, потому что в нем не показываются номера телефона и больше функций. У нас заблокированы также Facebook и Youtube, люди ими активно пользуются, но я нет — не особо интересно. Ни о каких наказаниях для людей, которые пользуются VPN и заблокированными соцсетями, я никогда не слышал.
Я осталась в Telegram, несмотря на блокировку, как и все мои коллеги. У нашей компании есть группа, в которой все работники переписываются друг с другом, делятся интересными вещами. Даже в школах и университетах у преподавателей есть чаты с учениками, где они переписываются, чтобы сделать обучение более легким. Еще в Telegram появилось так много популярных каналов, мы не хотим потерять возможность их читать. Конечно, он намного удобнее и функциональнее: там классные стикеры, мы можем создавать группы и каналы, сейчас многие фирмы, занимающиеся продажами, работают в Telegram и имеют хороший доход.
Раньше был популярен Viber, но наше правительство уменьшает скорость работы приложения и все перебрались в Telegram. Для обхода блокировки мы пользуемся надежными VPN, например, Psiphon или Lantern. Перестали пользоваться Telegram только те, кто у кого плохая скорость интернета и кто не может открыть VPN. Никогда никого не наказывали за пользование мессенджером после блокировки в прошлом году — правительство не может его контролировать.
У нас есть аналоги — например, Soroush. Правительство настаивает на том, чтобы мы его использовали, его много рекламируют. Но никто им не пользуется, мы боимся, что они контролируют все наши данные. Хотя мы даже уверены, что контролируют — они это и не отрицают.
Я до сих пор пользуюсь Telegram, хотя все реже и реже. Для VPN нужен хороший интернет, а в моем городе связь плохая. А в деревнях, куда я часто езжу к родственникам, ее вообще почти нет. Им [местным жителям — Дождь], как и многим моим знакомым, пришлось перейти на другие сервисы на фарси. Например, Mobogram.
Я служу в армии и среди солдатов ходят слухи, что Telegram хочет создать технологию, при которой правительство не сможет заблокировать мессенджер. Я состою во многих Telegram-каналах, это главное, почему я продолжаю пользоваться мессенджером. Хотя, конечно, есть и другие преимущества: никто не может увидеть твой номер, если ты переписываешься в каналах или группах. И скорость загрузки сообщений намного быстрее, чем в WhatsApp или Viber. Думаю, правительство знает, что многие все равно продолжили пользоваться Telegram во время блокировки, но я слышал о том, что хотели судить за это только создателей политических каналов или групп.
Telegram в Иране был заблокирован на несколько дней, но по факту подключиться нормально нельзя было примерно две недели, когда шли протесты. Сейчас и я, и мои знакомые продолжаем его использовать, хотя правительство снова обещает его заблокировать.
Мне нравится Telegram, но он небезопасен для моей страны. Его сервера находятся не в Иране, поэтому мы не можем отследить преступления, которые там совершают. Если Telegram наносит стране вред — я согласен, чтобы правительство его снова заблокировало.
Я думаю, что у каждого месенджера в Иране есть своя аудитория. У Telegram — те, кому важны группы и каналы, у Whatsapp — те, кому важна легкость использования, а у Viber — ну, даже не знаю. Есть похожие иранские программы, но вот у Facebook нет никаких аналогов. У меня там есть аккаунт, я захожу с помощью прокси. Еще я много пользуюсь YouTube, где я могу найти видео на любую тему. Местные сайты с видео есть, но они не могут его заменить.
Фото: Vahid Salemi / AP