Прямой эфир

«Мы первые подняли знамя свободы в России!» Забастовка уникального журналистского коллектива газеты «СПИД-ИНФО»

Бремя новостей
17 932
23:01, 07.04.2018

На минувшей неделе «СПИД-ИНФО» объявили забастовку. Издатель Андрей Манн собрался в США, задолжав журналистам 9 миллионов рублей — по крайней мере так говорят бастующие. Сам Манн сказал, что слышит о забастовке в первый раз. Павел Лобков отправился в колыбель «желтой» человеческой журналистики в переломный момент ее существования.

Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж

«Мы первые подняли знамя свободы в России!» Забастовка уникального журналистского коллектива газеты «СПИД-ИНФО»

Павел Лобков: О чем писала газета «Спид-Инфо» в августе 1991 года? «У меня большой половой член, по крайней мере, по сравнению с друзьями. Старшие говорят, что моя будущая партнерша быстро залетит. Так ли это? Будет ли моей избраннице больно из-за большого размера? Сергей, 17 лет». Молодец, Сергей.

«Я проститутка со стажем, мне двадцать пять лет. Окончила Куйбышевский государственный университет, филологический факультет. Беру по 500 рублей за ночь. На жизнь не жалуюсь. Что касается СПИДа, то с этим у нас строго. Мы с девчонками строго за этим следим, пользуемся импортными презервативами и один раз в полгода анонимно обследуемся на СПИД. Пока бог нас всех миловал». Ольга В., Самара. Какая славная история у этого листка.

На Страшном суде вас спросят: «Какую роль вы сыграли в эволюции российского общества вообще?».

Олег Кармаза, главный редактор газеты «Спид-Инфо»: Да эта газета стала первой газетой, которая заговорила о свободе в России. Эта газета знамя свободы первой подняла! Не «Московские новости», не журнал «Огонек» Коротича. Как бы это парадоксально ни звучало, но эта газета, вот именно эта газета сказала: «Ребята, хватит ханжества! В Советском Союзе секс есть! У нас все так же, как у людей».

Мария Рождественская, корреспондент газеты «Спид-Инфо»: Да, у нас один и тот же читатель много-много лет. Они предпочитают этот формат, эти материалы, эти рубрики, самое главное. Они их любят, они вырезают.

Павел Лобков: Как вырезают?

Мария Рождественская: Так, вырезают газету, наклеивают.

Олег Кармаза: Гонорары уже почти три года в издательском доме не платятся вообще. Они составляют у ребят где-то примерно, скажем, половину зарплаты.

Павел Лобков: А в деньгах это сколько примерно?

Олег Кармаза: Смотрите, если корреспондент получает 60 тысяч, то 30 тысяч ― гонорары. И вот эти 30 тысяч он в течение трех лет не получает. И можете себе представить, да, что когда ты в течение трех лет от обещанной тебе зарплаты получаешь только половину, то, в общем, это даже не то что моветон, а это, я бы сказал, чудовищная практика.

По документу четко видно, что издательский дом, естественно, признает, что он должен выплатить заработанные деньги. И второе ― он четко расписывает, когда, какими частями эти деньги будут выплачены. То есть так называемая дорожная карта. Здесь все четко написано. Последний срок ― 31 декабря 2017 года. Общая сумма составляет порядка девяти миллионов.

В середине девяностых годов, когда тиражи были, не знаю, порядка семи миллионов в месяц, ― по-моему, даже в книгу рекордов Гиннеса газету занесли за вот эту тиражность, ― здесь что-то творилось, в общем, в финансовом плане это даже не рай был. Это еще чуть повыше рая. То есть когда людям платили, не знаю, две премии, и они на эти две премии могли себе машину купить.

Вы видите, весь кабинет пустой, никого нет на рабочем месте. Все остальные сидят по домам и, в общем, ждут, чем разрешится эта ситуация.

Мария Рождественская: Мне безумно жаль, что все происходит именно так.

Павел Лобков: А сколько вы работаете?

Мария Рождественская: Я здесь с 2001-го.

Павел Лобков: С 2001 года.

Олег Кармаза: 17 лет.

Мария Рождественская: Я очень люблю эту газету, потому что она меня научила писательству. Это единственная газета, пожалуй, в России, единственная в России, подчеркиваю, газета, которая учит журналиста еще и писательскому мастерству.

Олег Кармаза: У нас есть журналисты, которые работают со стороны, только за гонорар.

Павел Лобков: Под псевдонимами?

Олег Кармаза: Под псевдонимами, да. У многих тоже ничего не получалось. Почему? Потому что…

Павел Лобков: А рецепт в чем?

Олег Кармаза: Надо научиться вот этой школе «спидовской», как креативить, как придумывать заходы, как материалы строить.

А вы знаете о том, что некоторые люди сейчас на голубей вешают маленькие камеры, видеокамеры, да, голуби летают, садятся на подоконники, и камера снимает все, что происходит в спальне, и прочее, и прочее? И людей очень многих это завлекает. Вот вы знаете, такая мода сейчас в Москве есть, крутая мода, вот.

Павел Лобков: Ведь, в общем, можно сказать, что все вопросы, поставленные в пятом номере от 1990 года, «Вылечен больной СПИДом» и «Древние учат, как победить импотенцию»… Сейчас, конечно, времена изменились, и СПИД мы называем ВИЧ, а импотенцию мы называем эректильной дисфункцией, но все равно два основных вопроса человечества до сих пор не решены, и поэтому крайне негуманно закрывать подобные издания.