Почти 20 дней в Москве голодают люди, взявшие в долг у «Международного кредитного бюро». Среди голодающих оказался даже российский актер сериалов, кино и театра Сергей Фролов. Благодаря знаменитой фамилии на проблему, наконец, обратили внимание, и оказалось, что самые важные мелкие буквы где-то внизу договора оставили бездомными больше уже 130-ти семей — и это только в столице. Актер Фролов тем временем не сдается, по-прежнему не ест, и даже организовал протестующий штаб, где от приставов (и до вмешательства прокуратуры) прячутся такие же пострадавшие как он. Репортаж Сони Гройсман — из квартиры-бастиона.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
До прошлого года Сергей Фролов появлялся на экранах только с новыми ролями — в сериалах, кино и театре. Сейчас в своей бирюлевской квартире актер голодает вместе с другими заемщиками «Международного кредитного бюро» (сокращенно — МКБ, не путать с известным банком). Идет уже 18-й день голодовки. В поддержку коллеги выступили сразу несколько известных артистов.
Елена Лядова, актриса: «Невозможно не отреагировать на призыв о помощи моего коллеги, актера театра и кино Сергея Фролова и других людей, кто пострадал вместе с ним».
Джемал Тетруашвили и Ольга Медынич, актеры: «Они стали жертвами „черных риелторов“ и объявили голодовку, которая продолжается уже больше десяти дней».
Марина Александрова, актриса: «Им нужна помощь. Они хотят, чтобы в этой ситуации разобрались с точки зрения закона. Я очень верю, что люди не окажутся на улице и эта ситуация разрешится для них положительно».
Все, объявившие голодовку, остались без жилья благодаря обману. Двоих из них уже госпитализировали в тяжелом состоянии.
О том, что квартира, в которой Фролов жил вместе с семьей, ушла с торгов, артист узнал из записки под дверью. Позвонил в службу приставов и обнаружил на себе 4 миллиона 750 тысяч рублей долга. Оказалось, что его мать перед смертью взяла в МКБ кредит на 600 тысяч под залог недвижимости.
Начав разбираться, Фролов обнаружил, что подобным образом «Международное кредитное бюро» и связанные с ним фирмы оставили без квартир уже 130 семей. Схема беспроигрышная: сначала жертве выдавали кредит на крайне невыгодных условиях — под 24 или даже 36 процентов годовых. В качестве залога заемщики оформляли свою недвижимость. Когда начинались проблемы с выплатами — людям под видом реструктуризации долга подсовывали договор купли-продажи на квартиру.
Сергей Фролов, актер: С поразительной закономерностью они любят обманывать многодетных матерей, пенсионеров, больных, онкобольных — людей заведомо не могущих выплатить эти кредиты. Есть даже факты выдачи поддельных справок о доходах этой же организацией.
Ноябрь 2016 года. На лестничной площадке — Вавилон в миниатюре. Журналисты, соседи, приставы и группа поддержки. За якобы долги по микрокредиту выселяют мать четверых детей. Новый собственник — прячется от камер. Тогда под прицелом камер приставы отступили, но обещали вернуться.
Юлия Старикова, бывший клиент МКБ: В любой момент они могут прийти сюда и за 5−10 минут могут вывести меня с детьми. Как он сказал — «чтобы я не успела собрать шоу». Для него это «шоу».
Юлия Старикова вслед за Фроловым объявила голодовку девять дней назад. По документам, она и ее четыре ребенка — бездомные.
Сергей Фролов, актер: У них заявка заемщика: «Есть ли у вас знакомые и родственники: депутаты, судьи, правоохранительные органы?» Ты пишешь: «Нет». Значит, ты их клиент.
Со дня на день их выселят из квартиры в Лобне, куда они переехали в 2011 году. На ремонт денег не хватало — взяли с мужем кредит в МКБ на 2 миллиона — банки до этого отказывали. Исправно платили по 40 тысяч в месяц. Но через год сотрудники МКБ заявили о якобы просроченном платеже — в 9 тысяч долларов и предложили подписать новый договор.
Юлия Старикова, бывший клиент МКБ: У вас есть выбор сделать лизинг. У нас есть Мосаренда, они у вас ее под лизинг возьмут, а вы будете выкупать. С вами заключим предварительный договор купли-продажи, и все будет хорошо. Давили, давили, говорили, говорили — я подписала, потому что в голове было только «как сохранить квартиру, куда я пойду с детьми?» Дальше я подписала. Суть в том, что человека загнать в такие долги, с которыми он справится не сможет. Довести до дефолта и отобрать квартиру.
Такая схема оказалась крайне успешной. На балансе фирмы в 2015 году числилось полмиллиарда рублей. Владеют и руководят «Международным кредитным бюро» жители Латвии. Генеральный директор Александр Сидоренко, судя по странице в фейсбуке, отдыхает в Риме, сочувствует детям с онкологией и плевать хотел на санкции. Сейчас компания объявила о приостановке выдачи займов, но бывшие сотрудники уже открыли подобную контору — «Вестбанк». Бывшие клиенты МКБ — Юлия и еще сорок семей — тем временем безуспешно обращаются в суды и прокуратуру, требуя возбудить уголовное дело.
Юлия Старикова, бывший клиент МКБ: Их адвокат вышел и сказал: вы просто мыши, вы ничего не добьетесь. Они не боятся никого и ничего. А если они так себя ведут, значит мысль сразу: у них высокий покровитель, который покрывает это все.
Но свою квартиру женщина отдавать не собирается.
Юлия Старикова, бывший клиент МКБ: По ночам ходишь, конечно, плачешь, чтобы никто не видел — ты же сильная. Конечно, я буду бороться. Пойду я до конца, чем уже это закончится, не знаю…