Прямой эфир

Рамзан Кадыров победил разводы. Как в Чечне живут насильно соединенные пары

За противоестественным экспериментом следит программа «Женщины Сверху»
Женщины сверху
34 644
01:14, 07.04.2018

Никакие психологи и святые отцы не сравнятся с силой убеждения Рамзана Ахматовича Кадырова. Да и вообще, честно говоря, ничего подобного  в мировой истории не случалось. В июле 2017 года Кадыров приказал соединить все разведенные семьи республики, любовь — не любовь, а уже в августе чеченское телевидение отчиталось —  воссоединены 948 семей. Видимо, проблему геев уже решили, осталось решить проблему разведенных пар. Как живут насильно соединенные семьи? Даша Жук купила платок и длинную юбку и выехала с инспекцией в Чечню.

Полную версию программы смотрите здесь.

Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж  

Рамзан Кадыров победил разводы. Как в Чечне живут насильно соединенные пары

«Вот тут будет Ахмат Тауэр, большая башня. Самая высокая будет»

Высокопоставленный чиновник кадыровской администрации Рустам Абазов  работает в этой высотке полтора года. Отсюда видно в Грозном все самое большое и высокое. Вот там проспект Путина. А вот тут — Кадырова. Любимый пейзаж.

«Хвала Всевышнему, что чеченскому народу достался такой лидер, как Рамзан Ахматович»

В июле 17-ого чеченский лидер поручил Абазову страшно ответственную миссию — помирить все разведенные семьи республики.

«Духовенство, главы сел и районов, начальники полиции должны выяснить, почему люди развелись. Мы должны читать проповеди, учить, помогать, работать над этим вопросом»

Еще летом правозащитники заговорили о том, что это насилие над людьми — бывших жен и мужей принудительно воссоединяют, хотя некоторые развелись более 10 лет назад.

«Государство лезет все время в частную жизнь людей и начинает там устанавливать правила, как людям жить», — считает Ирина Костерина, координатор программы «Гендерная демократия» фонда Генриха Белля.

Даже если ты гостья, платок — необходимый атрибут твоего облика. В Чечне не принято даже с близкими обсуждать семейный вопрос. Тем более с журналистами из Москвы, да еще и на камеру. 

«Добрый день. Я Саид Хасан. Можно просто Саид. Кадий Курчалоевского района».

Кадий Саид объясняет, как разводятся мусульмане. Сказал один раз «развожусь» — еще не все потеряно. Сказал три — обратного пути нет. Вот уже полгода Саид Хасан возвращает мужей и жен в семьи. Воссоединять семьи в аулах и городах Кадыров поручил рабочим группам. В каждой такой группе по муфтию, старейшине, главе администрации, сотруднику органов (участковому) и кадию.

«Мы, в первую очередь, обратились в ЗАГС. Взяли справки. С нашего района начиная с 97ого мы выявили 602 семей»

Каждым случаем в Курчалоевском районе занимался лично кадий Саид Хасан вместе с местным имамом. Сложнее всего было помирить Айшат и Хусейна.

«Мы с ними вели такие беседы... То одна сторона не соглашалась, то другая. Слава Богу, мы пришли к итогу, и по сей день они счастливы»

Айшат 29 лет. С мужем она познакомилась, когда ей было 17. Вскоре они поженились и Айшат уехала из родительского дома в городе Аргун в село к своему мужу. В браке Айшат и Хусейн родили пятеро детей.

- И первые годы брака, какими они были для вас?

- Ну, как у всех. Счастливые, красивые.

Два года назад Хусейн и Айшат развелись. Младшая дочь Марьям тогда только-только родилась. На вопрос, почему развелись, чеченка никогда не ответит прямо.

«Не знаю. По глупости моей»

И по адатам (чеченским обычаям), и по шариату развод считается крайне нежелательным. И женщины, тем более многодетные матери, идут на такой шаг только в крайнем случае. Айшат не скрывает, что долго не хотела возвращаться в Хусейну, но после многочасовых проповедей и разговоров с имамом наконец сдалась.

«Я поняла, что как бы не было, женщине трудно и мужчине трудно, если дети есть, надо жить».

Про женское счастье и любовь чеченке даже слышать странно.

«Лично о таких моментах думать не приходится, если дети. У меня самая маленькая очень интересная. Её видишь — всё и забудешь»

Из села Майртуп мы едем в древнее высогорное село Зумсой. Там нас ждет другая семья, которую тоже помирила местная администрация. Воссоединенная пара Мяхди Мухаев и Залина Кадиева плохо говорят по-русски. Ее смущенные ответы про развод и воссоединение переводит помощник главы района.

«Прежде всего любая ситуация в жизни - они говорят это судьба. Это вещи, которые она не считает что произошли из-за нее или из-за кого-то. Так случилось и она относится к этому как к испытанию судьбы»

По дороге в родовое село Мяхди помощник главы района рассказывает о том, что разводы в горах — дело редкое.

«Устраивать передачу Малахова или Гордона здесь не получится. Здесь сразу за это голову снесут. Здесь все жестко. Всегда так жили. Традиции чеченские»

Почему решили сойтись вновь?

«Ради детей это все. Так лучше будет», «Неприлично так ставить вопрос. Женское счастье только в семье. Никакого другого женского счастья. Счастье мужчины в его семье, его религии. У женщины в ее семье, в удовольствии мужа. Все».

Это 26-летняя чеченка Фирдаус. В переводе с чеченского ее имя значит «врата рая».

«Раньше замуж выходили же в 13-14. А теперь только от 18 можно»

Она вышла замуж, когда ей было 16. В 18 родила первого ребенка. Через год — второго. Всего у Фирдаус и Ибрагима пятеро детей.

— А какие качества у вашего мужа? Какой он человек? 

— Он работает много. Для нас старается. Он нервный немножко, как и все мужчины. Спокойный иногда.

Фирдаус и Ибрагим были в разводе три с половиной месяца. Девушка говорит, что она в один день собрала вещи и ушла. Как и все чеченки, с которыми я общалась, говорит, что виноват сама, муж тут ни при чем.

« Я не могу не прощать. Просто не могу и все. Если со мной что-нибудь случится и меня не станет, этих людей будет мучить моя же жизнь».

После развода дети остались с мужем. Даже самые маленькие.

— Все мужчины у нас говорят: "я женюсь на другой, приведу другую". Все так говорят. А я говорю: "проголодаешься, вернешься.

— А если домашнее насилие? Муж поднимает руку? Можно такое прощать?

— Можно. Почему нет? Если женщина не заслуживает, он не будет тебя избивать.

За полгода в Чечне воссоединили две тысячи семей. Куратор проекта Рустам Абазов говорит, что комиссия будет работать до тех пор, пока в республике не останется ни одной разведенной семьи.

« Аллах все записывает и знает когда разведемся, когда сходимся. Он записывает, а нам приходится делать, как он хочет».