Денис Катаев – о том, что можно успеть посмотреть в ближайший уикенд. Эстонский хоррор, документальный хит «Внутренняя работа» и история современной хореографии.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Денис Катаев: Предлагаю вам начать выходные с хоррора. Это эстонский ужастик под жутким названием «Ноябрь». Жанр препарирован до неузнаваемости, страшно будет всем. А все ужасы происходят в глуши, чтобы стало совсем жутко.
«Ноябрь» — это такие «Вечера на хуторе близ Диканьки» с эстонским шероховатым акцентом. Все фолк-мотивы на местах. Деревенские зомби выходят наружу, фактурные оборотни наводят ужас на односельчан. Привороты, колдовство, чума и язычество — вот что составляет жизнь этой средневековой эстонской деревушки. Но это не просто человеческий кошмар — еще настоящий скотный двор. Цыплята, свиньи и вообще животные — одни из центральных персонажей этого магического мирка. У эстонца получилась красивая, остроумная и неоднозначная сказка, которая, по крайней мере, удивит. Черный юмор, любовный напиток, параллельные миры и дикая фантазия — всего предостаточно в этом эстонском Анискине. Но это не просто забавный хоррор — это эстетический хоррор с безупречной картинкой оператора Марка Таниэля. Этот эстонский «Ноябрь» боролся за получение Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Показ в Москве только один раз в субботу, в кинотеатре «Октябрь»: «Ноябрь» в «Октябре» в апреле. Уже забавно.
В эти дни в Москве показывают, и самые забойные документальные хиты последнего времени. Это уикенд фестиваля «Центр» в ЦДК. Шесть картин из прошлогодней программы, для тех, кто не успел или хочет освежить. Картины про художников Бойса и Каттелана, про индийские ткацкие фабрики. Но самая крутая и брутальная — «Внутренняя работа».
Главные герои — заключенные в мужской американской тюрьме в Калифорнии. С ними проводят любопытный эксперимент — сеансы групповой терапии. Теперь это их «Внутренняя работа». Головорезы подвергаются сеансам психоанализа. Их принуждают к чувствам. А они и рады: сопливые рассказы о нежном и сокровенном из уст выглядят невероятно — катарсис обеспечен. Насильники и грабители с татуировками и горой мускулов вдруг открываются с другой стороны: и с удовольствием говорят о своей фрустрации, признаются в чем-то скрытом за суровым образом, раскрывают скелеты в шкафу, параллельно выталкивая из себя накопленные страхи, гнев, скорбь, детские обиды и комплексы. Мужчины тоже плачут. Прощай, оружие! «Внутренняя работа» — фестивальный хит и призер фестиваля «South by Southwest». Тоже всего один показ в Москве. Не пропустите.
Главная театральная премьера недели снова в Музыкальном театре Станиславского. Худрук балета представил уже третий по счету вечер одноактных балетов. Француз Лоран Илер продолжает знакомить нас с историей современной хореографии XX и XXI веков. И это у него получается хорошо. На этот раз тройка такая: наш Дмитрий Брянцев, немец Марко Гекке и израильтянин Охад Нахарин.
Как всегда, Илер начинает с безупречной классики. За это здесь отвечает «Призрачный бал». Возвращение этого балета на сцену — дань месту, где работает Илер. Премьера этого нежного и тонкого балета на музыку Шопена прошла в 95-м, спектакль получил «Золотую маску». И вот спустя 20 лет шедевр снова на месте. Пары все в белом, кажется, проносятся в такт развевающимся занавескам на сцене. Эфемерное существование и все как будто в пелене: то ли сон, то ли безупречная фантазия. Дань балетному романтизму. Такое бы в музее Фаберже показывать.
Современный танец от новатора Марко Гекке. Премьера в России и его балета «Одинокий Джордж». Это хореографический манифест одиночества. Он посвящен гигантской черепахе, которая умерла на Галапагосских островах в 2012 в возрасте 100 лет. Выразительные и эмоциональные механические движения — знак отчаяния и одновременно свободы, свободы чувствовать свое тело. Гекке предлагает наглядный способ выхода из тела, преодоление самого себя и обстоятельств. На сцене — визуальная машинерия из рук, ног и аскетичных кинетических декораций. Все течет, все изменяется, и даже одиночество не вечно. Воссоединение индивидуальностей как конструктор собирается на ваших глазах. Гекке хорошо в Москве знают и любят. В прошлом году он показывал на фестивале «Context» своего «Нижинского». Теперь он попал в репертуар.
Но главный зрительский хит представил израильский хореограф Охад Нахарин. Его балет «Минус 16» — даже не балет, а публичная дискотека. Демократизация современного танца на пределе возможностей. Здесь уже без оркестра, звуковой ряд «Минус 16» состоит из различных музыкальных композиций: от мамбы и техно до традиционных израильских мотивов в стиле «Хава Нагила». Здесь больше свободы, эскстаза, интерактива и импровизации. Танцуют все! Зрители не останутся в стороне. Представить себе такое в Большом сложно. Артисты в непривычном для себя образе, а сцена, по сути, превращается в танцплощадку. А они призваны раскрепостить не только себя, но и других. Охад Нахарин сам репетировал с труппой, приезжал для этого в Москву. Пластика, далекая от классического танца, современные простые движения — все это в «Минус 16».
А если импровизации и погружения за кулисы не хватило, то вам на очередное иммерсивное шоу, где можно не только отвлечься от внешнего мира, но еще и вкусно поесть. Ужин с вином — часть представления. Все это спектакль «Зеркало Карлоса Сантоса». Все зрители должны будут не только готовы к увлекательному путешествию: их заставят приготовить самих себя! То есть выходит такой театральный ресторан на деле.
«Провести два часа без Москвы, отключиться и, возможно, приблизиться к себе», — вот что предлагают зрителям создатели этого спектакля. У каждого своя игра и свое блюдо, если не сказать страшнее, что вы этим блюдом и являетесь. Его вкус зависит от вашей начинки. Внутри — всего три последовательных действия: как обычно в таких постановках все пространства вы пройдете инкогнито в масках. Это перформанс и неожиданные сюрреалистические состояния в стиле черного вигвама Дэвида Линча. Как кульминация — званый ужин с вином от петербургского шеф-повара, за столом — необычные угощения, через которые вам придется познать самого себя. Никакого людоедства — только внутреннее самокопание. Посещение этого Карлоса Сантоса можно сравнить с визитом к психотерапевту. Это в прямом смысле гастрономическая арт-терапия. Кто такой Карлос Сантос? Решать вам: персонаж выдуманный. Но он вдохновил создателей этого ресторана. В создателях — известные театральные фигуры: режиссер Талгат Баталов и драматург Максим Курочкин. А за ресторан отвечает создатель питерского секретного ресторана «Квартира Кости Кройца». Их вкусу можно доверять, потому все так изысканно и выглядит.
Наконец, прекрасная французская сказка про детей и их родителей. В «Пионере» начались показы культового фильма про дружбу мальчика и собаки «Белль и Себастьян». Такое доброе кино в стиле «Освободите, Вилли!». Контактный зоопарк, каким бы он мог быть в идеале.
Действие фильма происходят в небольшом французском городке Сен-Мартен во время Второй мировой. Себастьян — это местный сирота. А Белль — это горная собака пиренейской породы. Они неразлучные друзья. И здесь все на ушах. Кто-то ворует овец, а Белль и предстает тем самым злым зверем. О том, как разглядеть близкого человека в другом, ином и незнакомом. О том, как иметь свой собственный взгляд вопреки общему шуму и общественному диктату. Вот об этом с пеленок твердят французские кинематографисты. А «Белль и Себастьян» выходит гуманистической сказкой, очень тонкой и красивой. Во Франции и в Европе ее давно полюбили. Пришло наше время. Культовая французская детская книжка Сесиль Обри еще в 70-е была адаптирована для телевидения. Это такой архитипичный сюжет: приключения ребенка и собаки. Фильм собрал в мировом прокате более 100 миллионов долларов. «Белль и Себастьян» лишь первый в трилогии. «Белль и Себастьян: приключения продолжаются» и «Белль и Себастьян: последняя глава» — кинокомпания «Пионер» покажет в кинотеатрах России и стран СНГ до конца года.