Прямой эфир

Химик из НИИ, в котором разрабатывали «Новичок», четыре раза менял показания в деле об отравлении банкира

Новости
4 773
13:58, 30.03.2018

Ученый Леонид Ринк, которого РИА Новости называли «создателем „Новичка“» и который был главным свидетелем по делу об убийстве этим веществом банкира и бизнесмена Ивана Кивелиди и его ⁠секретарши в 1995 году, четыре раза менял показания. Об этом пишет Republic со ссылкой на протоколы допросов Ринка. 

Показания главного свидетеля по делу Кивелиди, которое является единственным известным случаем применения боевого отравляющего вещества класса «Новичок» против человека, кардинально менялись четыре раза.

Первая версия Ринка, которую он изложил в 1999 году, заключалась в том, что в середине 1970-х годов он синтезировал фосфорорганическое вещество амитон, по структуре похожее на один из самых токсичных химикатов – VX. Эти образцы были нужны ему для работы над диссертацией, поэтому он хранил их у себя в гараже. В 1993 году Ринка познакомили с представителем Deutsche Bank, с которым они обсуждали возможность производства пестицидов на территории России. На одну из встреч химик должен был привезти предпринимателям ампулу с амитоном. Он предположил, что мог перепутать и принести для образца не амитон, а отравляющее вещество, которое у него забрал «какой-то парень».

На втором допросе, который состоялся через четыре дня, Ринк утверждал, что ампула с амитоном предназначалась для бывшего бойца рижского ОМОНа Артура Таланова, которому Ринк разрекламировал химикаты для сельского хозяйства завода в Саратовской области, где он работал. Химик предположил, что по ошибке привез ему ампулу с отравляющим веществом. Второй образец, как рассказывал Ринк, он отдал человеку на Белорусском вокзале «в связи с имевшимся долгом, о чем давал показания по другому уголовному делу по факту несанкционированного синтеза отравляющих веществ».

Третья версия появилась в 2000 году. По словам Ринка, отравляющее вещество у него попросил его знакомый из Саратовской области, чтобы отравить собаку. Этот человек, получив яд для крыс, заявил, что он не подействовали признался, что яд нужен не для собаки, а для человека. Ринк заявил, что ему пришлось дать вещество знакомому, так как тот угрожал ему расправой.

Четвертая версия, изложенная Ринком в 2006 году, заключалась в том, что ученый передал бывшему омоновцу Артуру Таланову ампулу с обычным ядом, которая якобы была нужна, чтобы отравить собаку. Яд не сработал, и Таланов попросил другое вещество. Прокуратура пришла к выводу, что забрать ампулу с ядом должен был друг Таланова Юрий Ермоленко. Он же, в свою очередь, сказал про вещество своему знакомому Владимиру Хуцишвили. Когда банкир попросил отдать эту ампулу ему, а не Таланову, Ермоленко не смог отказать. Именно Хуцишвили был осужден за убийство банкира Кивелиди.

Republic связывает частую смену показаний Ринка с давлением спецслужб. Таланов, Ермоленко и Ринк избежали уголовной ответственности по делу об убийстве Кивелиди. Следствие пришло к выводу, что они участвовали в изготовлении и передаче ампулы с ядом, но не знали о готовящемся убийстве банкира, поэтому у них не могло быть преступного умысла. 

23 марта Леонид Ринк пригрозил судом «Новой газете», которая ранее сообщала, что он причастен к продаже отравляющих веществ преступникам в 90-х годах. Один из сотрудников группы, которая разрабатывала нервно-паралитические отравляющие вещества под названием «Новичок», Владимир Углев заявил The Bell, что Ринк действительно работал в НИИ, где велась разработка отравляющих веществ класса «Новичок», но его группу подключили к их разработке «уже на самом закате, когда стало понятно, что бинара из них не выйдет».