Президент Владимир Путин, когда был в Кемерове, не вышел к митингующим у здания областной администрации, так как «с толпой в несколько тысяч человек говорить в стиле Путина невозможно». Об этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал студентам факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, сообщает «Би-би-си».
«Все достаточно просто. Толпа людей, несколько тысяч человек, которые скандируют. Вы знаете, что Путин очень конкретный, прагматичный президент. То есть, если ему задают вопрос, он на него отвечает и пытается разобраться в сути, с тем, чтобы дать какое-то обещание. И не даёт пустых обещаний, он очень далёк от популизма», — отметил Песков. По его словам, сохранить этот стиль общения с толпой в несколько тысяч человек было бы невозможно.
«В такой ситуации выходить с митинговыми заявлениями, с которыми он выходил в период предвыборной кампании — это кощунство, это не решит проблемы, а главное — не ответит на вопрос о вине. Предметно говорить не с кем, когда столько людей», — добавил пресс-секретарь.
В Кемерове 25 марта сгорел торговый центр «Зимняя вишня», погибли, по официальным данным, 64 человека. Путин прилетел в город 27 марта и провел утром совещание о ликвидации последствий пожара, одновременно на площади Советов начался митинг с участием родственников погибших На совещании в областной администрации губернатор Кузбасса Аман Тулеев обвинил оппозицию в попытках нажиться на людском горе и заявил: «Сегодня там где-то человек 200. Это вообще не родственники погибших. Мы работаем с ними, говорим: „Нельзя, это святотатство, когда горе, а ты пытаешься на этом решить какие-то свои проблемы“». Он назвал митингующих «бузотерами»
Песков сообщил, что был на том митинге и видел, что там были «даже не две тысячи» человек, а больше, передает «Би-би-си». Слово «бузотеры» он назвал неудачным: «Неудачное слово использовал губернатор Тулеев. Я видел этих людей, их действительно было очень много, абсолютная концентрация боли».
По словам чиновника, власти проверяли слова Тулеева и искали возможных организаторов акции. «На протяжении часа, что шло совещание, мы пытались выяснить, где есть какая-то инициативная группа. Это абсолютно было не запланировано, ничего. Мы узнали потом, что из живой толпы организовалась инициативная группа — несколько человек, которые решили сами проверить морги и посчитать, сколько там было трупов», — рассказал он. По его словам, Путин спросил, куда отправились эти люди, и поехал к ним.
«И там уже был разговор, четко сформулированный: какие претензии к власти, по каким вопросам не верят они, что хотят. И он дал ответы, вот что произошло», — добавил Песков.
Пресс-секретарь напомнил о слухах о большем количестве жертв, чем объявлялось официально, и объяснил их не только эмоциями, но и вбросами. «Чаще всего так и происходит: сплетни, распространение сарафанного радио, тем более в таких трагических ситуациях. Кстати говоря, не обошлось и без доброжелателей в кавычках — тех, кто сознательно вбрасывал такую информацию», — сказал он. По его словам, источники вбросов установлены: «в основном из двух стран шло: из Украины и из Турции». Другой вопрос, почему из этих стран, но информация о 300−400−500 погибших таким образом вбрасывается", — отметил он.
Ранее о вбросах «через социальные сети, в том числе из-за границы, для того, чтобы посеять и панику, и посеять недоверие, столкнуть людей между собой», говорил сам Путин. СКР возбудил уголовное дело о возбуждении ненависти или вражды в отношении украинского пранкера Евгения Вольнова (Никиты Кувикова), который не скрывает, что звонил в кемеровские морги представлялся сотрудником МЧС и сообщал, что в ближайшее время из торгового центра привезут «еще 300 тел».
Отвечать на вопрос об отставке Тулеева Песков в очередной раз отказался и предложил ориентироваться на расшифровку совещания в Кемерове на сайте Кремля. На этом совещании Путин об отставках не говорил. Он отметил, что ответственность за безопасность торгового центра несут не только собственники, но и органы власти, которые обязаны контролировать, как организовано обеспечение безопасности и «обеспечить необходимый уровень безопасности». Также он потребовал от следствия дать правовую оценку действий каждого должностного лица. «Нельзя прикрываться там какими-то каникулами. Справку никакую не получить без денег, а деньги заплатил — всё что угодно подпишут, вот в чём беда. И плевать хотели на безопасность людей. Вот из-за чего всё происходит», — сказал он.