Суханов: Наша гостья Дарья Вахрушева, журналист британского издания, информационного агентства «East2West News». У вас потрясающие голубые глаза. Настоящие?
Вахрушева: Настоящие.
Суханов: Вот бог наградил! Я думаю, что наши режиссеры еще поближе вас покажут нашим телезрителям, чтобы многие, как и я, оценили. Мы сегодня будет говорить вот о чем, дорогие друзья: Дарья была участником экспедиции, целью которой было найти йети (снежного человека).
Вахрушева: Все правильно.
Суханов: Вы были где?
Вахрушева: Мы были в Кемеровской области, это окрестности Шерегеша - горнолыжный курорт и, собственно, поселки, горы, пещеры рядом с ним. Чтобы представлять, это от Кемерово 500 км ближе к Новокузнецку.
Суханов: На чем добирались? Это прямо глухие места?
Вахрушева: До Новокузнецка на самолете, дальше до Таштагола на автобусе часа три, а вот дальше, уже когда мы поехали в саму тайгу, там были вахтовки, очень высокие колеса, грязь, форсирование реки вброд.
Суханов: Вот как раз фотографии, сделанные там.
Вахрушева: Это гора Шерегеш, там уже построили памятник йети. Это церемония открытия. Это шорцы. Из музея сделали что-то вроде «welcome», приветствия с местными напитками, это что-то вроде овсяной каши, ячменной каши с солью и кедровые орехи.
Суханов: Вкусно?
Вахрушева: Нет. Пельмени с кедровыми орехами.
Суханов: Такие скучные пейзажи довольно-таки.
Вахрушева: Пасмурно было. Тепло, но пасмурно. Это здесь скучные пейзажи, вот сейчас начнутся очень красивые. Это потрясающе дикая природа с реками, с тайгой осенней. Мы просто поражались той красоте, которая открывалась.
Суханов: Пусть зрители смотрят наши фотографии и слушают. Так нашли следы?
Вахрушева: Следы нашли.
Суханов: Я знаю, что там в экспедиции был Николай Валуев. Может быть, это он заранее прошел и вы следы нашли?
Вахрушева: Валуев, на самом деле, был в экспедиции еще в сентябре. Вот тогда он нашел следы, а сейчас мы уже шли по следам Валуева.
Суханов: Вы их не спутали со следами йети?
Вахрушева: Это была, наверное, одна из самых популярных шуток. В том числе, сам Николай шутил, что если мы не встретим йети, тогда он выйдет к нам сам.
Суханов: Черт, я был не оригинален! Так, ну?
Вахрушева: В пещере мы нашли, вроде как, свежие следы. Представьте себе: пещера, у нее козырек, входим внутрь, там темнота, там промокло, камни, куча песка и на песке отпечатки ног вот примерно такого размера. Говорили, что это где-то 52 размер, если на человеческий перевести. Следы были.
Суханов: А глубокие они?
Вахрушева: Наверное, вот такие. Получалось, что они довольно свежие, что удивляло. Ну, Валуев там был всего три недели назад, соответственно, снежный человек приходил уже после Валуева.
Суханов: Это следы от обуви или от ног?
Вахрушева: Это были лапы, там считывались пальцы. Единственное, что все смутило, что была исключительно правая нога. Левой найти не удалось.
Суханов: Одноногий? А следов от костылей не было?
Вахрушева: Мы искали. Мы все искали. Мы потом пошли в глубь пещеры, нашли его, то, что ученые называют «лежкой», другие называют это «гнездо», то есть, такая груда травы. Потом мы еще походили по пещере, нашли в одной следы шерсти. Это опять же, примерно вот такие волосы какого-то такого серо-бурого-белого цвета.
Суханов: Они были как-то взяты вами?
Вахрушева: Их взяли в пакетик и обещали увезти в Москву в лабораторию.
Суханов: Какого цвета?
Вахрушева: Они серые.
Суханов: А по своей структуре они что напоминают? Волос, шерсть медведя, волос лошади, что?
Вахрушева: Они довольно жесткие. То есть, они… Я медвежью шерсть не пробовала, но, наверное. Правда, некоторые люди говорят, что это мох.
Суханов: Это было в 500 километрах от Кузбасса.
Вахрушева: Да, но от Кемерово.
Суханов: Это единственные ваши зацепки в поисках йети?
Вахрушева: Нет. У нас было два места, куда мы шли – это Азасская пещера и во второй день мы поднимались на гору Каратак. И там и там, когда идешь по тайге, встречаешь заломаные деревья, какие-то груды веток, которые ученые (они называют себя гоминологи – исследователи йети), они мгновенно оживлялись, подбегали к этим деревьям, говорили, что это так называемые маркеры, ну, следы пребывания йети. То ли он так метит себе дорогу, то ли он таким образом показывает, что ему не нравится присутствие человека и пытается предотвратить туристов.
Суханов: Дает сигналы.
Вахрушева: Да. Маркеры выглядят… Там несколько вариантов. Либо это дерево, у которого верхушка сломана на очень большой высоте…
Суханов: Это высоко? Какая примерно высота?
Вахрушева: Это 3-4-этажный дом.
Суханов: То есть, получается, что он залезает туда и ломает или как?
Вахрушева: Он высокий же. Как если бы йети встал на задние лапы и еще сверху рукой дотянулся. То есть, елки, не сосны, не огромные деревья, нет. Такого среднего размера ель, у которой, скажем, обломана верхушка и потом еще раз обломана верхушка. Все говорят, что, допустим, из-за снегопадов или из-за урагана такого произойти не может. Это один вариант. Второй – сплетенные ветви деревьев. То есть, допустим, они образовывают арку. Животное бы так не сделало, деревья сами не сплелись. Вот такие вещи мы находили.
Суханов: Слушайте, а вот вы ночевали в этой тайге ночью…
Вахрушева: Мы не в палатках спали, нет.
Суханов: А где же?
Вахрушева: Там ближайшая деревня, называется Усть-Кабырза, примерно в 60 км, в ней хорошая гостиница. Там вообще все очень хорошо с точки зрения туризма.
Суханов: А, то есть, там нормальная инфраструктура?
Вахрушева: Да, абсолютно.
Суханов: Я просто с точки зрения, вам не страшно было там, где водится йети, ночевать?
Вахрушева: Вы знаете, мы даже в пещеру вошли без каких-то охранников. То есть, у нас были местные люди-шорцы, но ни одного ружья, ни одного пистолета.
Суханов: Неужели не страшно было? Потому что о его нраве не сказал бы, что все так известно.
Вахрушева: Нам все сказали, что они очень застенчивые.
Суханов: Йети?
Вахрушева: Да. Очень застенчивые мирные йети.
Суханов: Их все-таки несколько или один?
Вахрушева: По мнению Игоря Бурцева, который глава экспедиции, он говорил, что в том регионе их водится 30.
Суханов: 30?! Бог мой!
Вахрушева: Я не знаю, как он это устанавливал, потому что сложно познать йети по следам. Но вот 30 йети бродили где-то рядом с нами и не показались.
Суханов: И у всех отпечатки только правых ног находят?
Вахрушева: Там были американские ученые, там были канадские, они были более везучие - они находили двуногих йети.
Суханов: А, то есть, все-таки находили левые отпечатки?
Вахрушева: Да, только не в этот раз.
Суханов: Чудовищно. У меня какое-то такое двойственное чувство. Вот я сижу, смотрю в ваши открытые добрые глаза и я понимаю, что вы восторженно все это передаете, и вы действительно верите в йети. Вы не верите в йети?
Вахрушева: Нет. Мое мнение, что это очень хороший пиар туризма в Кемеровской области. Отчасти потому, что один из чиновников говорил мне, что «знаете, я сам делал эти следы».
Суханов: Да?
Вахрушева: Да. За неделю пришел и сделал.
Суханов: Это он серьезно так?
Вахрушева: Опять же, можно верить в то, что пришел йети, можно верить в то, что пришел чиновник и сделал следы.
Суханов: Хорошо. Возьмем эту версию, что следы делает чиновник. Почему он делает только правую ногу, а леву забывает?
Вахрушева: Может быть, он не додумал.
Суханов: Как у наших чиновников бывает.
Вахрушева: Да. То есть, это как раз возможно. Или, допустим, мы шли по лесу, вот сплетенная арка, к которой сбежали сразу журналисты и ученые. Одна съемочная группа потом мне рассказывала, что пока все шли вперед и сделали привал, они пошли еще немножко вперед, заплели эти деревья, а потом сказали: «Смотрите!».
Суханов: Господи, бог ты мой! Будем резюмировать. Значит, госпожа Вахрушева приехала из замечательной поездки по Кемеровской области в поисках йети и что она написала читателям и пользователям британского информационного агентства «East2West News»?
Вахрушева: А также газетам «Daily Mail», «The Sun».
Суханов: Да, вот что вы написали?
Вахрушева: Мы написали, что не ясно, есть ли йети. Очень хочется верить. Местные шорцы говорят, еще их прадеды рассказывали о том, что хозяин тайги (так они называют снежного человека) там есть, он иногда является охотником, но никто о них не говорит, чтобы не спугнуть удачу. Я даже могу поверить в то, что йети есть, но я не верю в то, что он есть конкретно в этой пещере.
Суханов: Сколько стоит такая поездка, вы узнавали?
Вахрушева: Я думаю, что много, потому что только билеты до Новокузнецка и обратно стоили больше 20 тысяч, плюс гостиница там стоит немало. Там все очень хорошо с туризмом.
Суханов: Значит, если вы хотите еще какие-то детали, то «Daily Mail», пожалуйста, газета «The Sun» и британское информационное агентство «East2West News».