Прямой эфир

«За социальным взрывом может последовать настоящий»: Павел Лобков разбирает внутреннюю химическую жизнь волоколамской свалки

Бремя новостей
8 929
23:07, 24.03.2018

После народного бунта в Волоколамске из-за проблем, вызванных мусорным полигоном «Ядрово», Павел Лобков решил с научной точки зрения показать, что происходит внутри подобных свалок и чем заканчивается увеличение количества мусора.

Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж

«За социальным взрывом может последовать настоящий»: Павел Лобков разбирает внутреннюю химическую жизнь волоколамской свалки

Итак, химия и смерть. Что происходит сейчас на свалке в Волоколамске, вид изнутри. Итак, вот с чего все начинается. Сначала свалка очень небольшая. И вполне рыхлый материал, через него спокойно проникает кислород воздуха. Там живут аэробные бактерии, те, которые окисляют вещества органические и выделяют газы в атмосферу. Это прежде всего углекислый газ, немножко сероводорода и газ метан. Метан и сероводород — это газы горючие. Мы чувствуем запах сероводорода, но не чувствуем ни запаха метана, ни углекислоты. Люди довольно спокойны, просто рядом некая помойка.

Но грузовиков становится все больше, мусора все больше, и он постепенно уплотняется. Органические вещества поступают вглубь толщи, и постепенно доступ кислорода становится все меньше и меньше, поэтому наверху свалки еще существуют аэробные бактерии, те, которым нужен кислород, а внизу выживают только те, которым кислород не нужен, они даже боятся его, они называются анаэробными бактериями.

Но и те, и другие активно выделяют метан, углекислоту. Внутри скапливаются кислоты, получается некий биохимический реактор. При этом низ все время уплотняется, уплотняется, а газы начинают накапливаться внутри толщи. Теперь метан горючий, горючий сероводород уже не только снаружи, но и внутри.

Мусора становится все больше. Происходит примерно то, что происходит на ваших огородах, когда вы делаете на зиму компостную кучу, сбрасывая листву и всякие отходы в нее. Она постепенно уплотняется. Если вы весной ее раскопаете, то убедитесь, что внутри она не замерзла, потому что внутри бактерии ее греют.

Уже к этому моменту кислород вовсе не поступает внутрь свалки, образуется мощная крыша. Органические вещества продолжают поступать внутрь, потому что их все больше и больше. Все больше и больше их на дне, процесс здесь приобретает огромную интенсивность, и эти анаэробные бактерии формируют уже газовую линзу, где и метан, горючий, и водород, на этой стадии, и углекислый газ. При этом они по-прежнему выделяются в окружающую среду. То есть помойка так же воняет, но внутри нее формируется очаг с очень высокой температурой и скопление газов. Примерно на этой стадии сейчас находится свалка в Волоколамске.

Ну и вот, то, до чего все в конце концов доходит. Давление в этой газовой капсуле возрастает до критического значения. Температура может достигнуть 70-90 градусов, и по сути дела, это газовая бомба. Достаточно попадания молнии, искры, любой маленькой искорки от статического электричества — и это все взрывается! При этом здесь очень много хлорорганических соединений, например поливинилхлорид, обычный материал для упаковок. При этом в атмосферу изрыгаются сразу и углекислый газ, и метан (а метан еще и взрывается внизу, мы знаем, что такое взрывы в шахтах), и самое главное, диоксины — это продукт реакции хлорорганических соединений при высокой температуре, а это вещество держится в окружающей среде годами, а его действии мы знаем по отравлению Виктора Ющенко, украинского экс-президента, ну и по действию знаменитого «оранжевого агента» во Вьетнаме. И вот следующей стадией после нынешней будет уже такой взрыв, а не только социальный.