Прямой эфир

Психологический триллер про выживших в Освенциме и ситком по Тургеневу: два новых спектакля «Золотой маски»

Искусственный отбор
2 480
13:27, 21.03.2018

В Москве на новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска» показали два новых спектакля — «Пассажирку» Мечислава Вайнберга и «Месяц в деревне» Бориса Мильграма. Денис Катаев рассказал об этих постановках.

Психологический триллер про выживших в Освенциме и ситком по Тургеневу: два новых спектакля «Золотой маски»

В Москве на новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска» показали «Пассажирку» — оперу самого забытого и недооцененного российского композитора польского происхождения Мечислава Вайнберга. В Екатеринбургском Театре оперы и балета ее поставили впервые в России после написания в 1968 года.

Незаслуженно Вайнберг исчез из повестки. Только за последние 5 лет его музыка начала возвращаться, к ней обратились великие исполнители, дирижеры и постановщики. Еврей из Варшавы бежал от фашистов в СССР, там прожил большую часть жизни.

Его «Пассажирка» про жизнь после Холокоста, про неутихающую боль и про прощение. Здесь про чувства человека, который пережил тот самый ад и кошмар и который вновь сталкивается с ним через некоторое время. Бывшая надзирательница Освенцима Лиза и выжившая в заключении Марта встречаются на борту трансатлантического лайнера 15 лет спустя. Добропорядочная светская дама Анна-Лиза Франц больше не похожа на ту строгую фрау, а Марта больше не та покорная польская узница, чувствами которой можно было манипулировать. Теперь палач и жертва встречаются в новых обстоятельствах. Случится ли акт возмездия или прощения? Вот и весь саспенс.

К финалу напряжение между героинями нарастает как снежный ком, две женщины вглядываются друг в друга и пытаются понять. Вся опера — их антагонизм, с одной стороны, а с другой — взаимодействие. Это их смертельный дуэт. А еще это спектакль про феномен зла и насилия. Ведь фрау Лиза считает себя «хорошей, честной немкой», потому что помогала той же Марте, ни разу никого не била и не угнетала, с другой стороны все-таки порабощала и наслаждалась властью над людьми.

Эта немка превращается здесь в героя романа Джонатана Литтела «Благоволительницы» Максимилиана Ауэ, офицера СС, который занимался решением еврейского вопроса и внутренне оправдывал свои поступки. Он тоже пытается доказать, что «человек, стоящий с ружьем у расстрельного рва, в большинстве случаев оказался там столь же случайно, как и тот, что умер — или умирает — на дне этого самого рва». Но вот они встретились не у рва, а в нейтральных водах, на своем личном «Титанике».

«Пассажирка» — путешествие, а ад, сотканный из страха разоблачения и мук совести под великолепную и тревожную музыку Вайнберга, которая сама по себе богата напряжением, внутренними сломами и драматичностью. Это проект международный, созданный совместно с Варшавским институтом Адама Мицкевича. Режиссер — американец. Дирижер-постановщик — Оливер фон Донаньи из Словакии, художник по костюмам — Матти Ульрич из США. А либретто написано по повести польской писательницы Зофьи Посмыш, пережившей Освенцим. Та тоже все время боялась встретиться свою надзирательницу. Посмыш дала согласие на эту постановку и специально прилетала в Россию на премьеру.

«Пассажирка» — безумно кинематографичный спектакль. За это отвечает реалистичная сценография — Режиссер Тадеуш Штрассбергер хотел, чтобы все было максимально достоверно, для этого ездил в Освенцим, воссоздал их бараки, трубы и газовые камеры. На заднике и на занавесе мы видим точную копию стены в камере смерти, на сцене — ворохи вещей, как свидетельства пыток человечества. Картины лагерной жизни в опере ловко сменяют светские сцены на корабле, которые постоянно в свою очередь перемежаются кадрами из жизни бараке. Временные пласты наслаиваются друг на другу.

Так работает память, механизм функционирования которой мы и видим на сцене, так вновь и вновь переживается прошлое, которое всегда где-то рядом. Всё это легко передвигается и смешивается, так что переход из прошлого в настоящее осуществляется моментально, как будто с помощью монтажной склейки. Может быть и сама Марта — лишь навязчивая фантазия в голове бывшей надзирательницы. «Пассажирка» — это такой психологический триллер, вечный кошмар в голове, который не изжить даже покаянием.

А это еще один участник «Золотой маски» от модного «Театр-театр» из Перми. Худрук Борис Мильграм, которого отстояли на этом посту после неожиданного увольнения, поставил на родной сцене давно любимого Тургенева — «Месяц в деревне». В итоге получился настоящий ситком, где в центре внимания — любовный четырехугольник или даже пятиугольник.

Там все так и есть: богатая помещица Наталья Петровна от скуки летом влюбляется в молодого учителя своего сына Беляева. Этот же учитель приглянулся ее приемной дочери Веры, которая тут же становится соперницей. Сам он при этом ничего не хочется и просто наслаждается ситуацией. Добавьте к этому друга Ракитина, который влюблен в саму Наталью Петровну. При этом имеется еще и муж любвеобильной помещицы. В общем, Тургенев, если бы жил в наше время стал бы наверняка отличным сценаристом сериалов.

Режиссер отлично подметил, какая из всего этого может получится комедия положений, очень легкая, живая, непринужденная и чрезвычайно реалистичная. Борис Мильграм таким Тургенева и увидел — обезжиренным автором без нарратива, непосредственным переводчиком чувств. Вот так герои здесь и существуют, как-то максимально свободно и раскрепощенно, как будто режиссер добивался максимального откровения. Иногда кажется и вовсе, что все это всего лишь импровизация. Именно такого эффекта он и добивался. Это не спектакль, а принуждение к естественному состоянию любви и эйфории. Потому все оголено и на пределе. Но это не просто чувственный эксперимент, еще и упражнения в русском языке.

Фото: С. Гутник, Д. Кочетков