Представитель МИД России Мария Захарова отрицает, что у названия «Новичок» для отравляющих веществ было советское или российское происхождение. Она заявила об этом в эфире «Россия-24».
В России и Советском Союзе никогда не было исследований по разработке химических веществ с кодовым названием «Новичок», заявила в субботу официальный представитель МИД Р Ф Мария Захарова.
«Никогда ни на территории Советского Союза, ни во времена Советского Союза, ни во времена Российской Федерации, ни на территории Российской Федерации не было исследований, которые имели бы прямое либо кодовое название „Новичок“. Оно не было ни запатентовано, ни использовано в качестве какого-то символа, шифра или кода», — рассказала Захарова. Такое слово в контексте разработок химических элементов никогда не употреблялось ни в России, ни в СССР, добавила она.
По словам представителя МИД, это слово «было разработано как название и было использовано химическим элементом и материалом именно отравляющего действия на Западе». В 90-е годы на Запад уехало много советских, а затем и получивших российское гражданство ученых, которые занимались разработками в этой сфере, сообщила Захарова. «Выехали не просто так, их там ждали», — подчеркнула она.
По ее словам, они вывезли технологии, которыми занимались, после чего начали участвовать в продолжении разработок в этой области уже на Западе. Захарова сослалась в том числе на открытые данные, которые можно найти в интернете. В списке, по ее словам, «США, Великобритания, Словакия, Чехия, Швеция». И «именно в тот момент появляется вот это удивительное название „Новичок“», которое, по утверждению Захаровой, в других странах сразу вызывает ассоциации с чем-то русским, но уроженцу России будет резать слух, как западный тост «За здоровье».
Захарова отметила, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, выступая в парламенте перед людьми, которые принимают решения, влияющие на судьбу страны, оперировала не формулами, а этим шаблонным названием «Новичок», которое дает моментальную ассоциацию с чем-то русским и сорвала «овации».
Отравление бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и обвинения в адрес России представитель МИД назвала еще одной «провокацией мирового уровня» со словами «химическое оружие» и «отравление». Ранее Запад постоянно пытался обвинить Дамаск и косвенно Москву в использовании химического оружия в Сирии, напомнила она. По ее словам, эти обвинения и провокации складываются в общую мировую картину.
Ранее министры иностранных дел и промышленности и торговли Сергей Лавров и Денис Мантуров заявляли, что Россия уничтожила все имевшееся в стране химическое оружие. «Россия не только прекратила выпуск нервно-паралитических газов, в том числе „Новичка“, но и полностью уничтожила все их запасы. Это было сделано в соответствии с международными соглашениями под контролем международных наблюдателей ОЗХО», — рассказывал 13 марта РИА Новости ветеран спецслужб, сенатор Игорь Морозов.
15 марта, отвечая на заявления Лондона, Лавров заявил, что российская сторона представила факты, «в том числе почерпнутые из западных научных журналов последних 15 лет», «посвященных работе над отравляющими веществами, которые в Великобритании решили называть „Новичок“». «После того, как химическое оружие было уничтожено в Российской Федерации, эти работы продолжались и продолжаются, если верить западным публикациям в США, в Великобритании, Чехии, Швеции. Началось это все в 1991—1992 гг., когда Советский Союз распался, а лаборатории по производству отравляющих веществ той категории, которую сейчас упоминают в качестве имеющей отношение к „Новичку“, остались в целом ряде других республик, помимо Российской Федерации, включая страны Балтии, Узбекистан. Узбекистанскую лабораторию, узбекистанские склады ликвидировали как раз при участии специалистов из США. Так что кто, что, где сумел увидеть, забрать, увезти — сейчас очень трудно с этим разбираться», — сказал он. Он добавил, что уехавший в США химик Вил Мирзаянов вывез с собой «документы».
Бывший член комиссии по биологическому и химическому оружию ООН Игорь Никулин недавно назвал «Новичок» еще советской разработкой, за которую «получили государственную премию разработчики, в том числе небезызвестный Вил Мирзаянов, который в 92 году сбежал со всеми результатами в США». «После этого данную разработку брать на вооружение было признано нецелесообразным. В результате это предприятие уже американцы курировали несколько лет, они там проводили конверсии, они там это дегазировали. В результате вся информация по данному препарату и все образцы ушли в Америку», — рассказывал он. Мирзаянов же выражает уверенность, что изготовить это отравляющее вещество могли только в России.