15 марта Москва прощалась с Олегом Табаковым. В МХТ пришли люди, объединенные общими воспоминаниями — в жизни каждого из них точно был кот Матроскин, мисс Эндрю, Обломов, король из «Трех мушкетеров» и Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны». Самым счастливым повезло знать его лично. Табаков был той самой всероссийской скрепой на какой-то момент объединившей скупых на эмоции президента Путина, главу Следственного комитета Бастрыкина и культурный истеблишмент неоднородных политических взглядов. С подробностями — Илья Шепелин.
Олег Табаков ушел так же, как и всякий раз появлялся на сцене — под овации. Напоследок ему аплодировали артисты, публика перед театром и даже зрители в уличных окнах.
На свои последние спектакли он уже не выходил, его выкатывали на сцену. В шварцевском «Драконе» он играл правителя и выезжал на сцену с мигалкой. А репетировал спектакль прямо в больнице.
Но Табакову можно было играть и не поднимаясь с места, ему достаточно было заговорить, и прожектора, будто сами собой, загорались и светили на него. Для одного из самых ярких образов — кота Матроскина — ему даже не понадобилось появляться, достаточно было одного голоса.
А теперь все знают его. Рядом с великими артистами сегодня на сцене МХТ Чехова оказались чиновники и политики. Следом за речью Вениамина Смехова проститься с Табаковым вышел президент Путин. Он отказался от публичных слов, только подошел к вдове.
Политика была не нужна Табакову, это политики в нем нуждались. Впрочем, кого только за 60 лет на сцене он не пережил. Табакову нужен был только театр.
Александр Молочников: Это, мне кажется, как Пушкин. Может быть, ему было больно и все, но он был над декабристами и Сенатской площадью и понимал: чем больше я напишу, тем будет лучше. Просто будет лучше — и все.
И Табаков занимался театром-динамитом. Он был самым молодым из шести основателей Современника — театра свежего воздуха, сдувшего пыль с Москвы 60-ых. Он так играл, что еще до 30 лет пережил первый инфаркт.
Александр Ширвиндт: И он мне сказал, вот, Санек, как все быстро кончается — ему только исполнилось 29 лет. А все только началось.
И так началось. Да так, что Табаков из молодого озорника сам стал степенным патриархом. А большинство вещей, которые делал Табаков на наших глазах, сразу становилось историей. Что Табаков ушел — только кажется.
На самом деле после себя он оставил так много, что это еще предстоит осмыслить, и в этом всем он, конечно, с нами остался.
Марина Зудина, вдова Олега Табакова: Спасибо за детей, спасибо за любовь, спасибо за учеников, которые меня теперь поддерживают. И я не одна — вчера мы говорили с совсем близкими людьми и мы решили соизмерить каждый поступок с тем, как бы сделал он, как бы подумал он, а что бы придумал он.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС