50% стратегического российского предприятия «Фотоэлектронные приборы» принадлежит сыну генерала ФСБ Сергея Беседы Алексею. Об этом узнала «Новая газета». В совет директоров этой компании входит «племянник» вице-премьера России Дмитрия Рогозина.
Предприятие было создано в сентябре 2013 года с целью производства матриц, которые используются при создании тепловизоров. Эти приборы используются в армии, их ключевой элемент — специальная матрица, которая производится в нескольких странах мира. Россия в их число не входит, поэтому матрицы импортировали. Из-за европейских и американских санкций делать это стало невозможно, поэтому их производство в России стало проблемой национальной безопасности.
50% этого предприятия принадлежит государственному научно-исследовательскому институту «Циклон» (структура «Ростеха»), а другие 50% сменяли оффшорных владельцев, пока в конечном итоге не оказались связаны с сыном генерала ФСБ Алексеем Беседой.
Обнаружить связь «Новой газете» удалось с помощью взломанной хакерами переписки Беседы с замдиректора «Циклона» Александром Тарасовым и инвестором Константином Николаевым (совладелец группы «Н-Транс»). После продажи и перепродажи доли в «Фотоэлектронных приборах» оффшорными компаниями, которые были зарегистрированы на Британских Виргинских островах, Кипре и Панаме, единственным владельцем доли в 50% стратегического для России предприятия оказывается сын генерала ФСБ Алексей Беседа.
Из той же переписки следует, что с момента основания компании в совет директоров входил Роман Рогозин, которого вице-премьер Дмитрий Рогозин в 2010 и 2011 годах называл в твиттере «племянником» и публиковал фотографии с ним. При этом представитель вице-премьера сказал «Новой газете», что у Рогозина «нет племянника по имени Роман и вообще нет племянника». Кого он имел в виду в своих публикациях в твиттере, представитель вице-премьера уточнять не стал. Впоследствии твиты удалили.
«Новая газета» отмечает, что в том же взломанном архиве почты есть проект письма вице-премьера на имя директора Внешэкономбанка с просьбой предоставить «Фотоэлектронным приборам» кредит. В 2015 году предприятие включили в правительственную программу поддержки инвестиционных проектов — «Фотоэлектронные приборы» должны были получить 2,3 миллиарда рублей под 11,5% годовых, однако кредит так и не был выдан. Во Внешэкономбанке эту информацию подтвердили.
При этом производство матриц для тепловизоров, для которого «Фотоэлектронные приборы» создавались еще в 2013 году, так и не налажено. В предприятие, как пишет «Новая газета», госструктуры вложили порядка миллиарда рублей.