Прямой эфир

Серебренникову и другим фигурантам дела «Седьмой студии» отказались менять меры пресечения

Новости
15 556
14:06, 21.02.2018

Мосгорсуд сохранил меры пресечения режиссеру Кириллу Серебренникову, а также бывшим сотрудникам его театральной организации «Седьмая студия» — генпродюсеру Алексею Малобродскому и гендиректору Юрию Итину, передает корреспондент Дождя. Из них только Малобродский содержится в СИЗО, другие фигуранты дела о хищении находятся под домашним арестом. В последний раз суд продлил им меры пресечения до 19 апреля.

Серебренникову и другим фигурантам дела «Седьмой студии» отказались менять меры пресечения

Фото: Антон Кардашов / агентство «Москва»

Все обвиняемые просили отменить меры пресечения, назначенные Басманным судом Москвы. В свою очередь прокурор и следователь просили оставить решение Басманного суда в силе и сохранить всем фигурантам дела те меры, которые им уже назначил суд.

Серебренников взял слово последним. Он отметил, что уже несколько месяцев не может полноценно работать, а несколько дней назад умерла его мать. «И я был на кремации, сегодня ночью вернулся», — сказал он.

«Нас обвиняют в том, что стоимость каких-то мероприятий мы завышали, но не говорят, каких, не говорят на сколько. Говорят, что каких-то мероприятий не было. Но не говорят — каких». Он перечислил около десятка мероприятий и спектаклей, над которыми работал. «Я могу и дальше перечислять, что было в наших обязанностях и на что потратили деньги государства. Все что было запланировано в проекте „Платформа“ и даже больше было исполнено. Все это можно проверить», — сказал режиссер.

Серебренников отметил, что «Платформа» каждый год получала около 70 млн рублей и сделала около ста событий. «Мы за всю „Платформу“ получили 240 млн рублей и сделали проект, которого не было в России. Такой стационарный театр», — сказал он.

«Самое противное в том, что никто не пытается увидеть какие то очевидные вещи. Меня обвиняют в хищении 133 млн рублей у министерства культуры. Но оно нигде не удосужилось объяснить, в чем был ущерб», — добавил режиссер. Он напомнил, что признание зрителей и критиков он получил не только в России, но и за границей.

«Нет и не было никаких оснований ни для дела „Седьмой студии“, ни для моего ареста. Я не сомневаюсь ни в своей невинности, ни в своей правоте. Родители меня учили, даже не то, что не брать деньги — видишь деньги, не подходи», — закончил выступление Серебренников. 

Его адвокат Дмитрий Харитонов просил освободить режиссера под залог в 68 млн рублей. Он утверждал, что следователи не предоставили в суд никаких доказательств потому, что их  нет. «Проект „Платформа“ существовал несколько лет, за это время было проведено 340 мероприятий. Как это можно опровергнуть? За моего подзащитного выступили (стали поручителями. — прим.) 139 деятелей культуры, но ни один суд это не учитывает», — сказал адвокат.

Малобродский, которому первому предоставили слово по видеоконференцсвязи, назвал свое нахождение под стражей ошибкой. «Я очень надеюсь, что суд исправит ошибку, серию нелепых досадных ошибок», — сказал он. Малобродский утверждал, что все суды лишь формально «штампуют» свои решения, а не разбираются в доводах защиты. «Нет ни одного довода, что я могу скрываться, оказывать давление на свидетелей», — сказал он. Выступление Малобродского длилось около 40 минут.

Защитники Малобродского просили освободить его под залог в размере десяти миллионов рублей.

Итин, выступая в суде, назвал себя законопослушным человеком, который руководил «крупнейшим федеральным театром». «У меня не было никаких помыслов нарушать закон. В связи с этим прошу отменить решение Басманного суда», — сказал он.

На процесс приехали многие представители театрального сообщества и знакомые Серебренникова, в том числе Лия Ахеджакова, актриса Ольга Филиппова, телеведущая и кандидат в президенты Ксения Собчак. Ахеджакова попросила судью дать ей право участвовать в суде на правах общественного защитника обвиняемых, однако ей отказали в этом.

Следственный комитет завел дело о хищении бюджетных денег в особо крупном размере в мае 2017 года. Это произошло после обысков в квартире Серебренникова, театре «Гоголь-центр», а также допроса режиссера. Дело относится к периоду с 2011 по 2014 год. Следствие считает, что руководство «Седьмой студии» похитило деньги, которые Минкульт выделил на реализацию проекта «Платформа».

Кирилл Серебренников несколько месяцев находился в статусе свидителя. 23 августа Басманный суд Москвы отправил его под домашний арест.

Сначала в деле, по которому режиссер проходит вместе с другими фигурантами, фигурировала сумма 68 миллионов рублей. В январе Следственный комитет объявил, что сумма ущерба выросла почти вдвое — до 133 миллионов рублей. В СК не объяснили происхождение этой суммы. Одновременно с этим сообщили о завершении расследования дела.

Кроме Серебренникова, Малобродского и Итина в деле есть другие фигуранты. Бывший бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева ранее находилась в СИЗО, однако позже ее перевели под домашний арест. Масляева оказалась единственной признавшей вину по этому делу. Она сотрудничает со следствием и дала показания на других фигурантов дела. Кроме того, с октября 2017 года под домашним арестом находится директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, которая возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества Минкультуры в то время, когда, по версии следствия, произошло хищение. Еще один фигурант дела находится в розыске — это продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова.

«Седьмая студия» — театральная группа, которая была сформирована в 2012 году из студентов экспериментального актерско-режиссерского курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Первые спектакли команда проекта ставила в том числе в Центре современного искусства «Винзавод». Позже актеры стали резидентами «Гоголь-центра», который был создан Серебренниковым на базе расформированного Московского драматического театра имени Гоголя.

Над экспериментальным проектом «Платформа» работала команда «Седьмой студии». Именно в рамках проекта были созданы многие постановки. Идея заключалась в том, чтобы объединить четыре направления современного искусства — театр, хореографию, музыку и медиа.