Днем в воскресенье, 11 февраля, самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» разбился через несколько минут после вылета из московского аэропорта «Домодедово». На борту находился 71 человек, никто из них не выжил. Следствие пока не выдвигало приоритетной версии причины крушения Ан-148. Дождь собрал все, что известно об этом почти через сутки после катастрофы.
Официально версии причины крушения самолета не выдвигалось. В Следственном комитете России сообщили, что рассматривают сразу несколько возможных сценариев — человеческий фактор, техническое состояние самолета и погодные условия, не исключая при этом другие версии.
Полетом самолета управляли два пилота: командир Валерий Губанов и второй пилот Сергей Гамбрян. Губанов был опытным летчиком — пять тысяч часов налета, из которых более двух тысяч на Ан-148. До перехода в гражданскую авиацию он был военным летчиком и участвовал в боевых действиях.
У второго пилота, Сергея Гамбаряна, опыта было не так много — всего 812 часов налета. По словам источников «Коммерсанта», ошибка пилотирования рассматривается в качестве одной из версий произошедшего, однако мог ли на ситуацию повлиять небольшой опыт второго пилота, или ошибку допустил опытный командир судна, пока неизвестно.
До крушения самолета экипаж не успел сообщить что-либо диспетчерам. На сайте LiveATC.net разместили запись переговоров диспетчеров, которые в последние минуты полета Ан-148 безуспешно пытались связаться с ним. После неудачных попыток вызвать экипаж у диспетчеров из «Домодедова», к ним подключились коллеги из соседних аэропортов — «Шереметьева» и «Жуковского». В первые часы после крушения источник «Газеты.ру» сообщил, что перед падением пилот самолета успел сказать о неполадках на борту диспетчеру и даже запросил аварийную посадку в «Жуковском», однако эта версия не подтвердилась — ее опровергли и допрошенные диспетчеры, и в самом «Жуковском».
Разбившийся Ан-148 считается новым. Его произвели в 2010 году, а в эксплуатацию «Саратовских авиалиний» он попал в 2016 году. В авиакомпании сообщили, что перед полетом самолет прошел техническое обслуживание и никаких нареканий не вызвал. В январе двигатель, планер и крылья самолета проверяли в присутствии специалистов, и они не высказали претензий к состоянию самолета.
В авиакомпании сообщили, что за день до крушения, 10 февраля, Ан-148 совершил несколько рейсов, и все они прошли без проблем. Совершал ли самолет полеты в день крушения, в «Саратовских авиалиниях» не уточнили. Одна из пользователей авиафорума написала, что в день катастрофы утром ее родители вылетели из Саратова в Москву на этом самолете. При этом вылет перенесли из-за неисправности лайнера, однако полет позже выполнил он же. Она утверждает, что через несколько часов после прилета в Москву именно этот самолет вылетел в Орск и разбился.
«Самолет до своего падения совершил несколько авиарейсов, перед каждым авиарейсом проводится форма технического обслуживания. На борту среди членов экипажа было два бортмеханика, которые проводили оперативное техническое обслуживание борта перед вылетом, в том числе и из „Домодедово“. Никаких нарушений не было выявлено», — сообщили в авиакомпании.
Непосредственно перед крушением самолет резко потерял высоту. Данные FlightRadar свидетельствуют, что на высоте 1800 метров при скорости около 600 километров в час самолет резко потерял высоту до 1500 метров. После этого он вернулся на прежнюю высоту, после чего упал на землю.
Источники «Коммерсанта» говорят, что одна из версий, которую рассматривает следствие, — это моментальное разрушение двигателя во время полета. В этом случае лопасти двигателя могут разрушить фюзеляж в считанные мгновения, и самолет упадет на землю. Как утверждает издание, «косвенным подтверждением» этой версии выступают кадры с места крушения самолета и характер обломков.
Проблемы с двигателями у Ан-148 были и раньше. Например, в 2010 году на рейсе Санкт-Петербург — Самара двигатель самолета самопроизвольно выключился из-за того, что камера сгорания погасла после попадания в нее осадков. В том же году на рейсе Борисполь — Вильнюс пилоты самолета отключили один из двигателей Ан-148 после того, как сработал сигнал о его неисправности. Однако к крушениям самолетов эти инциденты не привели.
Двигатели Ан-148 производятся на двух заводах — украинском серийном заводе «Антонов» в Киеве и на Воронежском авиастроительном заводе. Собеседник «Коммерсанта», близкий к Минтрансу Украины, сообщил, что из-за разрыва отношений между странами проверкой уже выпущенных двигателей занимается российская сторона.
Там подчеркнули, что за техническое состояние самолета Россия отвечала и в 2011 году, когда Ан-148 потерпел крушение во время тренировочного полета в Белгородской области. На борту находились шесть человек экипажа, все они погибли. Официально причиной крушения назвали превышение скорости самолета из-за «отсутствия должной координации действий между членами экипажа».
Источник «Московского комсомольца» в первые часы после крушения сообщил, что масло в редукторах Ан-148 и промывка фильтров осуществлялась в два раза реже положенного. Об этом же пишет «Коммерсантъ» — эту деталь, по информации издания, выяснили правоохранители. Могло ли это привести к крушению самолета, неизвестно.
Собеседники «Коммерсанта» не исключают возможное обледенение самолета в воздухе. По словам источника агентства Rambler News Service, перед полетом судно не прошло обработку жидкостью от обледенения — такое решение, по словам собеседника RNS, принял командир экипажа.
Вице-президент профсоюза летного состава Альфред Малиновский сообщил «Интерфаксу», что возможной причиной крушения могло стать попадание льда в лопасти двигателя. «Могли сыграть следующие факторы: температура воздуха немного ниже ноля, влажность очень большая, весьма вероятно обледенение. При отказе противообледенительной системы двигателя какой-то кусок льда может попасть в лопатки компрессора», — рассказал Малиновский.
В момент крушения температура воздуха у аэропорта «Домодедово» составляла минус пять градусов, относительная влажность воздуха 84%. Точных погодных показателей на высоте самолета, с которой он упал, пока не сообщали,
Источник РБК, близкий к расследованию, рассказал, что версия теракта на борту Ан-148 вряд ли будет приоритетной. Собеседник в МЧС уточнил, что двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей. Кроме того, эксперты-взрывотехники, по информации издания, провели экспресс-анализ обломков самолета и не нашли на них следов взрывчатки. По словам источника, «осмотр двигателя и элементов механизации крыла позволяет сделать вывод, что самолет не разрушился в воздухе». Теракт на борту назвали маловероятным и источники «Коммерсанта».
На месте крушения самолета образовалась воронка глубиной 2,5 метра и диаметром около 17 метров, сообщил «Интерфаксу» очевидец. По его словам, это похоже на то, что полный топлива самолет ударился о землю и после этого разрушился. При взрыве разрушение самолета, вероятнее всего, произошло бы в воздухе.
Почти через сутки после крушения самолета ни одна из террористических группировок не взяли на себя ответственность за происшествие.