Манчестерская художественная галерея убрала из экспозиции картину прерафаэлита Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы». В ответ на это музей обвинили в цензуре. Ольга Свиблова, основатель и директор «Мультимедиа Арт Музея», рассказала о том, почему музею пришлось вернуть картину на место.
На месте, где висела картина, разместили текст. В нем говорится, что полотно сняли, чтобы «начать дискуссию о том, как галерея демонстрирует и интерпретирует произведения из своей коллекции». Посетителям также предложили «бросить вызов этой викторианской фантазии»: любой желающий мог прокомментировать решение музея, наклеив стикер прямо на стену галереи. Большинство посетителей возмущалось: они писали, что «феминизм сошел с ума», или предлагали создавать и показывать современное искусство наравне с работами старых мастеров.
Куратор выставки Клэр Гэннеуэй рассказала, что решение снять картину связано с обсуждением движений против объективизации женщин — Timeʼs Up, #MeToo, а также со скандалом на аукционе The Presidents Club. Как выяснил Financial Times, во время благотворительного ужина, многие представители британской элиты домогались официанток.
В прошлую пятницу музей объявил, что снятие картины Уотерхауса было частью проекта художницы Сони Бойс, которая занимается перформансом. Как было сказано в пресс-релизе галереи, новая работа Бойс нацелена на то, чтобы объединять группы людей в разных ситуациях и исследовать, какую это вызовет реакцию.
Уотерхаус — один из самых известных художников прерафаэлитов. Свое полотно «Гилас и нимфы» он написал в конце XIX века. Сюжет картины основан на древнегреческом мифе: юный и прекрасный Гилас, аргонафт и любимец Геракла, отправился за водой к реке, где его утащили нимфы.
Спустя неделю руководство Манчестерской художественной галереи решили все-таки вернуть произведение на место. Правда, они не стали снимать стикеры от посетителей.
По мнению Свибловой, искусство, как и наука, развивается своим собственным объективным путем, поэтому любое вмешательство каких бы то ни было общественных движений и трендов пагубно сказывается на его состоянии. Она сравнила феминистское движение с «охотой на ведьм» и преследованием ученых, отстаивавших гелиоцентрическую модель мира.
Кроме того, Свиблова обратила внимание, что непрофессионалы не должны пытаться ограничивать искусство, так как они совершенно не разбираются в тенденциях его развития. «Здравый смысл победит это безумие», — заключила она.