В Омской области отменили одну из маршруток, и водитель — 47-летний Вадим Остапов — продолжал подвозить соседей бесплатно. Конкуренты пожаловались на него в прокуратуру, проверки, суды — в итоге штраф 50 тысяч за нелицензированную перевозку и петиция на сайте Change.org — не дадим в обиду честного человека. Остапов рассказал «Бремени Новостей» свою историю.
― А «Мимино» ― это откуда пошло?
Вадим Остапов, предприниматель: Во-первых, фильм мой любимый. И вот в этом фильме Валико бабок этих же и возил. И я точно так же. Кур, гусей. «Я тебя так довезу! Тебе будет приятно!». Про меня это кино. Только он на вертолете, а я на «Газели». Какая разница?
Первоначально, да, мы арендовали эту машину для перевозки своих. То есть у моей супруги пекарня, и мы работниц возили, потому что у нас в деревне работы нет, все в городе работают. И моя супруга взяла на работу наших девчонок деревенских. Она поменьше им платила, чем здесь в среднем, но зато мы их бесплатно доставляли из деревни в город.
Пошел в администрацию, мы заключили договор на перевозку нуждающихся. Есть же, например, беременная девчонка. Откуда у неё льготы? У неё нет льгот. А ей надо, не знаю, УЗИ пройти. А у нас в деревне не то что УЗИ, у нас фельдшер не может рецепт выписать, понимаете?
Уже полтора года назад были у нас две маршрутки, ходил регулярно автобус. Автобус сократили, три раза в неделю ходит. А маршрутки просто отменили: «Ваша деревня не нуждается в маршрутном такси, так как по трассе ходят пять в Шербакуль». А от деревни, вот от нашей деревни два километра, от Руслановки пять километров, от Александровки восемь. Люди должны идти пешком. Это не то что глупо, это издевательство.
Жительница деревни: Мы надеемся, что будет ездить, да. Но у нас транспорт ― на данный момент у нас до города ничего не ходит. Вадим был, конечно, единственной нашей связью с городом.
Вадим Остапов, предприниматель: Стал бесплатно бабушек этих возить. Само собой, на вокзале, когда я их высаживаю, у меня выходят два, три, пять человек. И владельцы одного из маршрутов, так скажем, одной компании посчитали, что я конкурент их. И начали сначала угрожать: «Ты здесь не будешь работать!». Очки мне разбили, колёса попрокалывали. Девяностые вспомнили просто.
Людей я высаживал здесь, и здесь и начались все эти конфликты. Вот она, привокзальная площадь, вот стоянка, где это всё началось. Стоянка ― это не остановка общественного транспорта, это просто стоянка. И почему-то эти люди посчитали, что стоянка их и я им должен платить. «Некоммерческое партнерство индивидуальных предпринимателей». Вы кто такие-то? Я тоже индивидуальный предприниматель! Я вам платить, что ли, должен? Бандитская организация, так скажем, по-другому никак не назовёшь. И суды выигрывают, и все тендеры, какие хотите. Они говорят, что за лицензией надо обращаться не в министерство, а к ним! И делать только через них.
Жительница деревни: Он начал благотворительностью заниматься, а у нас этого не любят. У нас любят деньги. У нас все кругом любят деньги.
Вадим Остапов, предприниматель: Машина, которая у меня была, которую я арендовал, в общем, арендодатель просто расторг договор, просто пришел. Я говорю: «Тебя запугали или что? Что такого-то? Почему?». Он молча. Он глазки опускает, говорит: «Ничего». Просто забрал машину, и всё.
Штрафы. Помимо того, что штрафы судебные, сразу же меня останавливают, и выписывают вот такой протокол, и дают мне бумажку, которая нечитаемая. Что они мне дали, ничего не понятно. Пять тысяч, две тысячи, тысяча. «За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии». Штраф выписали, ну пятёрка, ну ладно, оплачу. А после вот этих всех пятёрок ещё и вот это! И ещё и гаишные.
― А сколько в итоге штрафов всего было? Сумма.
Вадим Остапов, предприниматель: По судам ― сто двадцать пять тысяч. И по УВД отдельным и гаишным ещё семьдесят пять. Короче, в сумме практически сто восемьдесят тысяч. Когда все люди узнали, какие у меня штрафы, начали высылать деньги. И вот сейчас я уже больше половины оплатил, на данный момент у меня есть практически вся сумма на все эти штрафы.
Я торжественно людям, кто собирал мне эти деньги, обещаю, что на те же цели таким же людям, как и я, я помогу. Я не из-за денег это делал. Деньги я и сам себе заработаю. Я вот считаю себя богатым. Потому что слово «богатство» ― не «деньгатство» же, правильно? Не от денег, а от бога. Есть здесь, в сердце, значит, и там будет. Двести пять тысяч человек поставили подпись в мою поддержку под петицией, которую не я организовал, сами люди организовали. Я не знал про эту петицию.
Просто в натуре у меня силы появляются. По-другому как-то? Ничего себе! А когда почитаешь, что там пишут, так вообще грудь колесом! И как я могу сейчас остановиться? Да, людей предать что ли?
― А сейчас вы эту машину сделаете, вы будете продолжать людей возить?
Вадим Остапов, предприниматель: Конечно. Я для этого её и делаю. Как я соседям-то могу сейчас рассказать? Они все просто… Они увидели машину около дома: «Ах!».