Денис Катаев — о том, что можно успеть с пользой посмотреть в ближайший уик-энд. Беспощадный Ханеке, сюрреалистичный Хамдамов и супер-Таус.
1. Мини-уикэнд Михаэля Ханеке, ЦДК
«Хэппи-энд» — 19 января, 19:00, 400 руб.
«Пианистка» — 20 января, 19:00, 400 руб.
2. «Мешок без дна», кинотеатр «Пионер»
20 января, 23:40, 450 руб.
21 января, 9:15, 200 руб.
3. «Девушки в любви», театр «Практика»
20 января, 20:00, 3000 руб.
«СОНМ», Artplay
24-25 января, 20:00, 1200 руб.
4. Таус Махачева: Облако, зацепившееся за гору, ММOMA на Петровке
цена билета: 350 руб. (150 руб. — для студентов)
5. Женя Любич. Снежный концерт, Муммий Тролль Music Bar
20 января, 20:00, 800 - 1000 руб.
В отсутствие пресловутого «Медвежонка Паддингтона» все-таки не придется ограничиваться «Скифом» и «Движением вверх». В прокат, например, скоро выходит новый фильм Михаэля Ханеке «Хэппи-энд», который показывали в прошлом году в конкурсе Канн. В преддверии релиза в Центре документального кино устроили мини-уикэнд режиссера. В программу включили, конечно, и новинку, премьера которой состоялась на днях в «Гоголь-центре». В ЦДК будет благотворительный показ, половина стоимости каждого билета уйдет в качестве пожертвования в детский хоспис «Дом с маяком», «Хэппи-энд» — неоднозначный фильм Ханеке. Публика приняла его настороженно: это то ли шутка, то ли, наоборот, филигранная квинтэссенция его творчества. Одно точно: это не очевидный шедевр, как «Забавные игры» или «Белая лента», зато талантливая сатира на злобу дня.
Ханеке плюнул на все ожидания и описал свой «Закат Европы» с фирменным черным юмором и ерничеством. «Хэппи-энд» — радикальное кино, современное и живое, где мастер скорее играет с формой, чем с содержанием, вытачивает стиль, который легко узнаваем. Катастрофа европейская подается здесь по-античному через трагедию семейную. Богатые плачут не в каком-нибудь Париже, а в Кале, в том самом месте, куда съезжаются мигранты. Там теперь разворачиваются аномальные события, в которых Ханеке и копается. Глава семейства, его играет снова Жан-Луи Трентиньян, прикован к инвалидной коляске, устал от жизни и только вспоминает, как убил свою старушку — привет его же «Любви», и сам мечтает уже поскорее отправиться к ней. Остальные члены семейки тоже пустились во все тяжкие, один пьет и испытывает муки совести из-за невинных беженцев, которые пострадали на его фирме, за что потом еще получает по морде и подставляет вторую щеку фактически, другой разводится, живет с другой женщиной, а параллельно ведет похотливую переписку с распутной виолончелисткой: героиня Изабель Юппер пытается как может склеить разбитую семейную чашу, от которой кроме парадного фасада ничего и не осталось. За раздорами через камеру своего смартфона наблюдает внучка, хладнокровная девочка, которая одинаково снимает на нее как смерть хомячка, так и матери. Привет его же «Скрытому». Наблюдают за развращенными буржуа, конечно, и иммигранты: одни — работают прямо в их доме, другие — за окном. В конце фильма они все соединятся за одним столом. В нашем современном обществе все перемешалось основательно: уже непонятно, на чьей стороне правда, а уживаться вместе не получается не только коренным жителям и приезжим, но и членам одной семьи. В этом мире царит та самая глобальная нелюбовь. Вот и та самая девочка произносит папе убийственные фразы в этом фильме: «Ты же никого не любишь». В общем, получилась математически скроенная черная комедия про тоже самое безумие, которое развивается изнутри.
Впереди — светская премьера в Бархиве Luxury Village 21 января и, конечно, прокат. Кстати, мини-ретроспектива Ханеке в эти дни проходит не только в ЦДК, то еще и в кинотеатре «Октябрь» в рамках программы «Каро-Арт». Чтобы вспомнили, везде показывают главный хит Ханеке — «Пианистку» с той же Изабель Юппер в главной роли. Такое кино на большом экране нельзя пропустить, вряд ли вы смотрели «Пианистку» в кино. Экранизация романа нобелевского лауреата Эльфриды Елинек про перверсивные и садо-мазохистские отношения матери и ее дочери, преподавателя фортепияно в Венской консерватории, уже стала культовым произведением. Не пропустите.
В ограниченный прокат вышел один из самых необычных и эффектных российских фильмов прошлого года — «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Черно-белая сюрреалистическая притча — один из ювелирных шедевров нашего кино последнего времени. Сенсация хотя бы потому, что это первая работа важного автора за более чем 10 лет. Сенсация хотя бы потому, что такое сегодня не снимают.
«Мешок без дна» — это эстетически безупречное потрясение. При этом по жанру — сказка, правда, как вы понимаете, совсем не детская, хоть с Бабой-ягой, Царевичем и Царевной, разбойником и даже живыми грибами на местах. На самом же деле этот «Мешок без дна» — фантасмагория, новое звучание его любимой новеллы Акутагавы Рюноскэ «В чаще», по которой уже снимал кино Куросава знаменитый «Расемон». Хамдамов же переносит действие японской притчи в императорскую Россию времен Александра II. Про необычные события в лесу между сказочными персонажами рассказывает великому князю фрейлина императрицы, как будто Шахерезада из «Тысячи и одной ночи». За нее здесь Светлана Немоляева, и это одна из ее лучших ролей актрисы за последние несколько лет. Она тут и правда как будто голливудская звезда. Ее героиня и конструирует это чудо, рассказ, полный волшебства, мистики и даже эротизма. Хамдамов конструирует на экране свой особый завораживающий мир, который не отпускает ни на секунду, несмотря на плавное и не очень ритмичное повествование, иногда ускоренное минималистичной музыкой современного композитора Дмитрия Курляндского. Этот мир родился буквально из истории мирового кинематографа. Получается скромное обаяние мирового искусства, выраженное как в хрестоматии в одном многострадальном черно-белом шедевре. «Мешок без дна» — это на самом деле очень актуальное кино. Ведь с помощью рассказов фрейлины князь переживает смерть великой княгини. В этой жизни мечты остаются мечтами, а истина, то есть смерть всегда где-то рядом. А там, в волшебном лесу, возможно все: и убийство, и самоубийство, и даже разные варианты развития событий, при которых белокурый принц и не умирает вовсе, а так — преображается. Там-то и скрыты все разгадки, там разрешаются все сомнения. А это уже и есть рай. Неслучайно главная фразы рассказчицы: «Рай у нас был, в детстве, там мы были бессмертны». Вот попытка понять, куда же уходит детство, почему оно растворяется в бутылках и отчаянии — и есть это кино. То есть фильм Хамданова и есть тот самый потерянный рай.
В театре «Практика» в эти дни дают один из главных поколенческих спектаклей последнего времени — «Девушки в любви» от Мастерской Дмитрия Брусникина. Это для тех, кто еще не понимает, кого мы на самом деле любим, и любим ли мы на самом деле.
«Девушки в любви» — это хрупкая интимная постановка выпускницы Мастерской Брусникина Алисы Кретовой, одной из уже знаменитых брусникинцев. Этот спектакль — сцены из супружеской жизни. Пять героев на сцене. И прямой контакт с аудиторией. И только так и нужно говорить об этом, тонко, тихо, но максимально искренне. О невозможности, об отсутствии чувств, о привычке, о безнадежности. О том, о чем мы обычно молчим. А здесь этим девушкам позволено исповедоваться. Лживые признания, лживые обещания, лживые оправдания. А что дальше? Дальше — тишина. Это очень тонкая история двух девушек, руммейтов, Вари и Кати. Обеих жизнь потрепала. Их чувства, кажется, давно обнулились. Одна долго жила с мужчиной, который ее не любил и не замечал. А когда тот ушел, она придумала себе, что он уехал на север зарабатывать деньги на их долгую счастливую жизнь. А подруга тоже живет с тем, кто бьет, а значит, любит. Та еще хотя бы что-то чувствует, думает про Север. А эта нет, уже безразлична, она ничто, она пустое место, она потеряла саму способность любить. За всем эти молчаливо и эффектно наблюдает их третья соседка, которая еще не готова вот так потерять все, которая еще чиста и невинна. И только однажды из ее уст раздаться страшный вопль - Что же это такое? Мужики, митьки, коли, владики, сплошная бытовуха. Прошлое здесь перемешалось с будущим, потому что настоящего и нет. Жизнь по инерции и любовь по инерции. Такой безнадежный портрет рисуют своему поколению бывшие студенты. И форма спектакля для такого высказывания выбрана подходящая. Все максимально холодно, нейтрально, без эмоций, схематично и структурировано. Такова и наша соглашательская жизнь, такая запутаная и такая непонятная. И в очередной раз получилось эффектное художественное высказывание про то, что дружба выше всех этой бессмысленной любви. Ей нужна она. Кате нужна Варя, и наоборот. А больше их никто уже не слушает. Хорошо, конечно, что брусникинцы пытаются уловить нерв современных молодых.
А это еще одна премьера от «брусникинцев». Покажут ее в выходные, а уже на следующей неделе. Но все равно советую не пропустить. Это зловещий моноспектакль Василия Буткевича «СОНМ». Актер играет Чарльза Мэнсона, культового американского маньяка, который в конце 60-х со своими подельниками совершил несколько жестоких убийств и отбывал срок в колонии, пока недавно не умер. Буткевич здесь в индустриальных пространствах перерождается в человека-зверя, крайнее существо, которое выпускает свои самые низменные инстинкты на нас московских зрителей. Он старается передать пределы человеческого сознания, то что за гранью, самые темные и потаенные его уголки — зло, тайну, страдание и кошмар. Получился предельно честный и искренний крик. Перед нами воскрешают душу глобального маньяка, внутренний мир человека, который перестал сдерживаться и снял все социальные маски. В какой-то степени это, конечно, экспериментальный спектакль, который помимо пределов микрокосмоса самого Мэнсона, копается в пределах актерской игры и актерской психологии. Так что задача здесь двойная и для Буткевича этот спектакль — определенный профессиональный вызов. А внутри — видео-арт, современная хореография и драматический накал страстей. Мультиформатное и мультижанровое полотно, современный театр, который всегда на стыке с современным искусством, с перформансом и инсталляцией. Этот «СОНМ» — сложносочиненная конструкция, которую можно сравниться с мрачными творениями каких-нибудь братьев Чепменов. Этому чудищу — место в Кунсткамере, но теперь оно вырвалось наружу, к нам поближе. И хотя бы в лабораторных целях рекомендую пристально к нему присмотреться.
За современным искусством смело отправляйтесь в MMOMA на Петровке. Там проходит первая масштабная экспозиция художницы из Дагестана, которая уже очень хорошо известна в стране и мире. Это Таус Махачева.
Таус Махачева — гордость художественной жизни России. Она уже не начинающий, а состоявшийся автор, один из героев московской биеннале, лауреат премии Кандинского, магистр Королевского колледжа искусств в Лондоне, но все-таки, в первую очередь, дагестанка, которая по-прежнему не покидает родной регион и чтит свою этническую принадлежность. Она — центральная тема ее искусства. В ее творчестве всегда превалируют этнические и национальные мотивы. Наиболее характерно проявляется это в ее новом образе Супер Таус, который родился относительно недавно. Это любопытное альтер эго художника, на этот раз она решила стать мусульманской супервумен. Видеодокументация ее перформансов и подвигов тоже будет представлена на выставке. Кроме того, вы сможете увидеть и другие ключевые для ее творчества работы, в том числе ее авторскую коллекцию советских вывесок — найденных в Дагестане артефактов ушедшей эпохи, фуд-арт под названием «Каспийское море» и «Перевари», а также много других неожиданных и очень актуальных образов, которые обязательно останутся в вашем сознании надолго, ну или хотя в качестве сториз в социальных сетях.
Ну и напоследок — концерт. Уже завтра в Мумми-Тролль баре выступит Женя Любич. Там она даст «Снежный концерт». Петербургская певица и композитор Женя Лазаренко щедра на эксперименты. Порадует этим и сейчас. Она исполнит песни с нового альбома с актуальным названием «Снежок». Обязательно прозвучит и главный «Колыбельная Тишины» из фильма «Он – Дракон», который собрал почти 2 миллиона просмотров на YouTube. Вот именно этот клип и посмотрим на последок.