Депутат Госдумы Андрей Луговой попросил генпрокурора Юрия Чайку взять под особый контроль расследование предполагаемых фальсификаций уголовных дел в интересах самарской ОПГ «Законовские» («Барыги»). Об этом сообщает РБК со ссылкой на текст депутатского запроса.
О том, что действующих высокопоставленных сотрудников МВД и СКР Самарской области начали проверять на предмет возможных связей с оргпреступностью, РБК подтвердили источники, знакомые с материалами дела. Луговой попросил генпрокурора провести проверку в порядке надзора за следствием и дознанием по делам «Барыг», которое проводят ФСБ и СКР по фактам превышения должностных полномочий высокопоставленными силовиками в Самарской области.
Луговой сказал РБК, что составил запрос к Чайке по жалобе жителя региона. Он просит проверить бывшего руководителя следственного отдела по Промышленному району управления СК по Самарской области Олега Трухмана и начальника Центра по противодействию экстремизму регионального ГУ МВД Вадима Нещадимова«на предмет возможного укрывательства преступлений ОПГ „Законовские“ и фабрикации уголовных дел в отношении невинных людей».
О том, что в отношении Нещадимова инициирована проверка, РБК сообщал после того, как в середине декабря 2017 года в Самаре был задержан прокурор Безенчукского района Андрей Павлов, которого обвинили в получении взятки. По одной из версий, Павлов получил 750 тысяч рублей от «Законовских» за покровительство, писал тогда «Коммерсантъ». Источники газеты в правоохранительных органах говорили, что Павлов четыре месяца был «в разработке» и что к преступлению мог быть причастен некий сотрудник отдела по противодействию коррупции ГУ МВД по Самарской области.
В июне 2017 года сотрудники ФСБ, расследуя убийство самарского предпринимателя Вадима Винокурова, совершенное в 2014 году, задержали несколько предполагаемых активных участников ОПГ «Законовские». В августе ФСБ сообщила, что по показаниям подозреваемого киллера был задержан предполагаемый лидер «Барыг» Сергей Гафуров. Его заподозрили в подготовке еще одного покушения, передавал «Интерфакс».
В сентябре управление ФСБ по Самарской области сообщило, что нашло схрон «Барыг», в котором были три гранатомета «РПГ-18», два автомата «АК-74», огнемет «Шмель», 1 тысяча патронов различного калибра, светошумовые гранаты, сигнальные мины, осветительные ракеты, более 4 кг пластида, промышленные электродетонаторы и самодельное устройство для подрыва взрывчатки на расстоянии.
Источник РБК в СКР заявил, что «Барыги» были военизированно-криминальной структурой. В нее входили бывшие спецназовцы, а «самарские силовики закрывали на деятельность группировки глаза».
Луговой написал в запросе, что Трухман и Нещадимов умышленно скрыли явку с повинной киллера Натальи Солдатовой, которая была убита в ходе незаконного раздела собственности, передает РБК. Также он потребовал от генпрокурора проверить, почему члены ОПГ, совершившие нападение на чиновника самарской мэрии, «избежали наказания, а вместо них за нападение были осуждены подставные лица». Депутат напомнил, что Нещадимов вел и дело трех журналистов, «которые были осуждены по весьма спорному обвинению за тексты, касающиеся деятельности ОПГ „Законовские“».
Нещадимов снял с оперативного учета представителей ОПГ «Законовские», заявил РБК источник, знакомый с материалами следствия, и подтвердил источник в СКР. По словам представителя СКР, членов ОПГ проверяют на причастность к различным преступлениям, на счету группировки «более десятка тяжких и особо тяжких преступлений, в первую очередь это убийства, вымогательства и нанесение побоев». Он добавил, что несколько уголовных дел, возбужденных против членов банды в прошлые годы, были приостановлен под различными предлогами. Сейчас их предварительное расследование возобновилось.