Под действие закона о СМИ-иностранных агентах могут попасть блогеры, которые получают деньги от иностранных правительств, но не от частных лиц. Об этом заявил вице-спикер Госдумы Петр Толстой, передает РИА Новости. Также он выступил за то, что перепечатка на странице в Facebook или иной соцсети материалов СМИ, признанного иноагентом, должна иметь соответствующую маркировку.
«Речь идет о физических лицах, которые осуществляют деятельность как СМИ, в том числе это могут быть блогеры — при наличии доказанного иностранного финансирования и признаков, которые приравнивают его к СМИ-иноагентам», — отметил он (цитата по ТАСС).
Так, иноагентом могут признать блогера, который получает деньги «от иностранного правительства, например, через фонд, который находится в США, и получает деньги на распространение информации из их источников», объяснил Толстой. Ситуация с блогерами обсуждалась на заседании думского комитета по информационной политике, на котором рассматривался соответствующий законопроект.
Толстой также считает, что перепечатка на странице в Facebook или иной соцсети материалов СМИ-иноагента должна иметь соответствующую маркировку. «Везде, обязательно», — подчеркнул депутат, отвечая на вопрос по этому поводу. Он привел пример: «Мы же сейчас везде пишем: „ИГИЛ, запрещенная в России террористическая группировка"». «По идее, так же честно писать: „по информации, которая исходит [от СМИ-иноагента]“», — добавил политик.
«Комитет поддерживает концепцию данного закона», — сказал на заседании руководитель комитета Леонид Левин (цитата по РИА Новости). Левин напомнил, что при подготовке законопроекта его авторы старались использовать «максимально точные зеркальные формулировки, существующие в американских законах» (цитата ТАСС).
В США, по его словам, есть структура, которая определяет, какое СМИ является иноагентом, то есть это закон не прямого действия, также и соответствующий российский закон не является законом прямого действия. «Здесь мы также добавляем понятие физических лиц, но не в рамках регулирования блогосферы РФ, а в рамках того, что тем или иным ресурсом и порталом за границей может владеть не только юридическое лицо, но и физическое. Именно поэтому закон необходимо дополнить понятием физического лица», — сказал депутат.
«Признание физического лица СМИ-иноагентом — это исключительно зеркальный ответ на норму, существующую в США», — заявил и член комитета по информполитике Евгений Ревенко. Он заверил, что Дума не занимается «формированием дистиллированного информационного пространства».
25 ноября 2017 года президент Владимир Путин подписал закон о статусе иностранного агента для зарубежных СМИ, работающих в России. Он стал ответной мерой на требование властей США к телеканалу RT зарегистрироваться в качестве иноагента. Через месяц президент заявил, что закон нужно усовершенствовать, чтобы он исключал всякое вмешательтво в российскую политику извне, но при этом не ограничивал свободы граждан.
Думский комитет по информполитике сейчас обсуждает законопроект, который развивает и дополняет положения уже принятого закона о СМИ-иноагентах. Его авторы — Толстой, Левин и сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова. В частности, в поправках есть положение, что признать СМИ — иностранным агентом можно будет и физическое лицо, если оно распространяет информацию и получает зарубежное финансирование.
Чтобы подпасть под этот закон, физлица должны работать на деньги государства, где ограничена работа российских СМИ, об ограничениях для тех или иных блогеров речь в нем не идет, говорил Левин в декабре. Толстой объяснял, что речь идет о случаях, когда иностранное СМИ зарегистрировано на физлицо, оно является владельцем СМИ и получает иностранное финансирование и все это юридически доказано. «Но в принципе мы не рассматриваем блогеров в контексте этого закона», — цитировал Толстого «Интерфакс».