Систему управления и программное обеспечение разгонных блоков «Фрегат» доработают с учетом пусков с Восточного. Об этом РИА Новости заявил председатель Научно-технического совета (НТС) госкорпорации «Роскосмос» Юрий Коптев. Он возглавляет спецкомиссию, которая расследовала неудачный запуск «Союза-2.1а» со спутниками 28 ноября.
Комиссия подтвердила выводы «Роскосмоса» о причинах аварии, добавил Коптев. По его словам, результаты расследования отправлены в правительство еще 22 декабря. Возражений на эти выводы в комиссию не поступило.
«По причинам наши выводы коррелируются с выводами, сделанными ранее аварийной комиссией Роскосмоса. Другой причины не может быть, это как говорится, медицинский факт. Другое дело, что в рамках нашей комиссии были более детально изучены все документы, которые никаких вновь открывшихся обстоятельств аварии не выявили», — сказал он.
28 ноября ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 19 спутниками была запущена с космодрома Восточный, но отклонилась от расчетной траектории и упала. «Роскосмос» сначала сообщил, что к крушению привело непрогнозировавшееся поведение разгонного блока после его отделения от ракеты-носителя и причина — в неверном алгоритме в системе управления разгонного блока «Фрегат».
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует космическую отрасль, 27 декабря в эфире телеканала «Россия-24»
заявил, что потерпевшая аварию ракета была «настроена на Байконур», а не на запуск с Восточного. Также он отметил, что не было назначено единого головного ответственного, кто бы отвечал за сведение программного обеспечения разгонного блока и ракеты-носителя, так что все системы по отдельности сработали штатно, а вместе «костюмчик не получился».
«Роскосмос» на следующий день отверг предположение, что разгонный блок «Фрегат» готовился для пуска с Байконура. Причиной аварии госкорпорация назвала несовершенство алгоритмов программного обеспечения системы управления разгонного блока «Фрегат», которое проявилось при запуске именно с космодрома Восточный.
Это «азимут стартового стола космодрома, азимут полета ракеты-носителя и разгонного (именно солнечно-синхронной орбиты и именно для этого времени года), выявить которые существующими математическими моделями было невозможно», отметили в госкорпорации.