По широте охвата социальных слоев эмиграция-2017 бьет рекорды. От радиоведущей Ксении Лариной до сбежавшего из-под домашнего ареста болотника Дмитрия Бученкова — русский мир пересекает границу во всем его великолепии и разнообразии. Журналист Дождя Маша Борзунова поговорила с некоторыми из самых известных невозвращенцев года. Одна из них – глава «Руси сидящей» Ольга Романова.
В июне сразу после обысков в правозащитном фонде «Русь сидящая» из страны уехала глава организации — Ольга Романова. У ФСИН внезапно возникли претензии к программе, которую «Русь сидящая» проводила совместно со Всемирным банком по повышению финансовой грамотности заключенных. Сотрудники Фонда читали лекции, выпускали брошюры, но ФСИН вдруг решил, что всего этого не было, а деньги — похитили.
Ольга Романова, глава «Руси сидящей»: Безусловно, я связываю эту опасность, которую я ждала, что она рано или поздно на меня обрушится, с деятельностью «Руси сидящей». Я всегда понимала, что я успею на последний пароход — по всей видимости, что я на него успелаю. Очень важно, конечно, понимать, какой рейс последний.
Романова хотела бы вернуться в Россию, но понимает, что сейчас для нее это опасно. Поэтому пока живет в Берлине. За полгода в Европе правозащитница успела объездить тюрьмы Франции и Германии. Романова надеется, что когда-нибудь этот опыт пригодится и в России.
Ольга Романова, глава «Руси сидящей»: Никому не приходит в голову здесь унижать человеческое достоинство, нарушать какие-то дополнительные права, кроме главного права. По суду человек может быть ограничен в праве быть свободным, все остальные права у него сохраняются и сохраняется человеческое достоинство.
В Берлине правозащитница освоилась достаточно быстро. Ольга Романова рассказывает, что уже начала привыкать к немецкой речи, подружилась с соседями и даже нашла работу.
Ольга Романова, глава «Руси сидящей»: В Германии я работаю в фонде. Это либеральный фонд, и я работаю на телеканале, и мне это страшно нравится.
Берлин Ольга Романова выбрала не просто так.
Ольга Романова, глава «Руси сидящей»: Здесь полное ощущение, что ты просто переехал в другой район Москвы, поэтому тебе комфортно, ты просто изучаешь этот новый район, но ты же знаешь, где есть твой район и твои районы, просто ты не можешь никак в них попасть. Как леший водит за ногу — не можешь найти свою Таганку, хотя она где-то здесь.
В Берлине хорошо, но дома лучше: Романова отказывается называть свой отъезд эмиграцией, она просто пережидает время. Пока фонд не победит в судебных тяжбах ФСИН.
Ольга Романова, глава «Руси сидящей»: Мой план он вполне секретный, потому что наши юристы «Руси сидящей» и я — мы по этому плану идем. Я по этому плану иду, и за пять минут до запланированной в этом плане полной победы я вернусь на территорию богоспасаемой Российской Федерации.
Про «Русь сидящую» Романова не забывает: день начинается и заканчивается с общения с фондом. Расстояние — не проблема, да и некоторые помощники «Руси сидящей» живут за границей, как например, бывшие фигуранты Болотного дела — Андрей Барабанов и Иван Непомнящих.