Война в Сирии, как известно, официально закончилась в третий раз, и министерство обороны доложило о полном разгроме запрещенного «Исламского государства». Но все ли мы знаем об этой войне и о тех, кто в ней участвовал? В октябре СМИ опубликовали фото и видео россиян, попавших в плен к боевикам запрещенной в России ИГИЛ. Один из них молчал, а другой представил и себя, и друга — Роман Заболотный и Григорий Цуркану. С тех пор сведения о них были разрозненными и противоречивыми. Марии Борзуновой удалось встретиться с родственниками Цуркану и узнать, сдает ли своих Родина.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: На внучкин телефон кто-то позвонил, и спросил мужской голос — а кто вам приходится Григорий Цуркану? Внучка спрашивает — а вы кто? И связь прервалась. Я говорю — Алина, что-то здесь не то. Она залезла в планшет, и вот эта фотография, что они плененные.
Видео, на котором двое россиян — Григорий Цуркану и Роман Заболотный — говорят, что попали в плен запрещенного «Исламского государства» появилось 3 октября. Практически сразу стало известно, что они, скорее всего, воевали в Сирии в составе Частной военной компании «Вагнер». Родственники Цуркану этого не скрывали. Но встретиться с ними нам удалось лишь со второго раза. На следующий день после публикации видео Дождь поехал к родителям пленного россиянина, они захотели поговорить с журналистами. Но дорогу преградили неизвестные люди, представившиеся сослуживцами Цуркану.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Они не говорили сначала, что от организации, — они в этот круг втиснулись и говорят — мы друзья. Мы Гришу знаем, мы вас будем охранять, — и прожили у нас две недели. Подозрительные, без документов.
— Вы имеете в виду это ЧВК «Вагнера»?
— Да. Они сказали, что нас сохраняют, а там ищут.
— А вы как думаете, какая истинная причина?
— Чтобы оттянуть время, чтобы мы никуда не обращались.
Гости семьи Цуркану ЧВК «Вагнера» всуе не поминали, говорили, что приехали от организации. Когда родители бойца перестали верить так называемым сослуживцам, они решили обратиться к властям.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Вот Министерство обороны, я им звонила, они мне ответили, что поступило 17. Совет федерации — писала и звонила.
Родители рассказывают, что официально Цуркану работал охранником. Он отслужил срочником два года в ВДВ, но в армии не остался, хотя в войнах поучаствовать успел — от того же ЧВК. Он успел побывать на Донбассе, и последняя поездка в Сирию тоже была не первой.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Зачем он вообще ездил на Донбасс, в Сирию? Ну, по призыву, и еще он однажды сказал — ну вот, мать, ты многого не знаешь, скоро этот ИГИЛ придет сюда. Помню, он жену повез на концерт, и ему дали, там в Кремле вручали, кстати, на концерте на этом, награду вручали Уткину, он командир в этом «Вагнере», сам Путин вручал этому Уткину-командиру «Вагнера» награду.
Скорее всего, родители Цуркану имеют в виду прием в Кремле в честь Героев отечества 9 декабря 2016 года. На съемках журналисты Фонтанки заметили Дмитрия Уткина, известного как Вагнер, командира ЧВК. Тогда же появилась знаменитая фотография: рядом с Путиным стоит тот же Уткин. У Григория Цуркану есть свои награды.
На медали За боевые заслуги Новороссии стоит печать Министерства обороны. Но официально российское ведомство такие медали не выдавало. Если присмотреться, видно: в надписи на печати ошибка, в слове «объединенно-стратегический» одна «н». Подписал награду некий Трошин. Совпадение это или нет, но в системе СПАРК человек по фамилии Трошин указан как один из учредителей отделения Боевого братства по Чеховскому району Московской области. Цуркану в Боевом братстве состоял, правда, в отделении по Домодедовскому району.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Мой сын воевал против ИГИЛ вместе с российскими войсками. Их вывезли с Краснодарского края, там были у них учения, естественно, без документов, документы у них там все в офисе.
— В Краснодарском крае?
— Да
— У вас никаких документов?
— Ни телефонов ни документов. Обращались, так как для попечительства нужна была справка, что человек пропал в милицию, а нам оттуда позвонили — мол в аэропорт Домодедово, Краснодарский край следы, а дальше следы исчезают. Мол, они не пересекали границу. Я говорю — конечно, они на военных самолетах пересекли границу, их посадили и увезли: шесть самолетов по двести.
Квартира Григория Цуркану находится недалеко от родительского дома в подмосковной деревне. Здесь же живет его старшая дочь от прошлого брака. Григорий часто оставался здесь ночевать, как и тогда, 17 апреля, когда родители видели сына в последний раз.
Михаил Цуркану, отец Григория Цуркану: Сказал — на сборы, и больше ничего. Что уезжает куда-то там — нет. Ничего, ничего не рассказывал, молчун был, он никогда ничего не говорил, ни матери, ни мне, ни дочке, ничего не говорил.
Цуркану скрывал от родителей, что ездит на войну. Обо всем они узнавали постфактум. Последний раз они переписывались 25 августа.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Он нам не звонил, он только несколько смсок. Смски три за пять месяцев.
Загадочные буквы ЧВК родители тоже услышали впервые лишь после того, как сын оказался в плену. Полторы недели назад к родственникам Цуркану приехал 47-летний мужчина, который представился Андреем и сказал, что он из организации.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Вот он здесь сидел. Я здесь сидела, и он прям говорит — нету Гриши, да, мы искали информацию. Что-то начал молоть — проверять надо было. Я говорю — их никто не искал, вы не врите мне. Все говорят, что их просто бросили, вы предатели и крысы! Он разозлился, прям бешеные глаза, он говорит, что сейчас уйдет. Я говорю — уходите, незванный гость хуже татарина.
Неизвестный человек предложил родителям Цуркану материальную компенсацию, но они его выгнали. В то, что их сын мертв, они не верят.
Валентина Цуркану, мать Григория Цуркану: Грише в среду будет 39 лет сейчас, он 78 года рождения. Вот сейчас будет в среду, а я в церковь — заказываю сорокоуст о здравии. А жив ли он, я не знаю.
Я без него не могу жить, у меня жизнь раскололась на до и после. Я теперь всюду вижу ложь, предательство. Я была наивной, всю жизнь прожила, я была наивной, верила людям, а теперь не верю. Где-то Путин говорил — мы русских не бросаем, я верила, а теперь понимаю, что это — ложь. Да будь они прокляты, этот «Вагнер», все!