Московскую школу № 101 для глухих и слабослышащих детей могут закрыть. Руководство школы-интерната сообщило родителям о том, что скоро школу закроют на капремонт, но родители уверены, что их хотят расформировать. Школа для многих учеников стала единственной возможностью адаптироваться к жизни, научиться воспринимать окружающих и говорить, — если ее закроют, более сотни детей не смогут нормально развиваться. Почему школу хотят ликвидировать, рассказала Ксения Назарова.
Лева говорит, как трехлетний ребенок, его словарного запаса едва хватает, чтобы общаться с близкими. Лева начал говорить и слышать после специальной операции всего несколько лет назад. Поначалу с непривычки шум лился одним потоком, в школе-интернате для глухих и слабослышащих мальчика научили различать слова и звуки. Мама Ольга рассказывает: за время учебы в интернате сын сильно изменился
Ольга Сабурова, мать Льва: Мой сын умеет читать, писать, он понимает обращенную речь, другое дело — у него маленький словарный запас. Но если его дальше развивать, как сейчас, он будет нормальный член общества. Он сможет работать он не будет инвалидом в том смысле, что просто сидеть дома и ничего не делать.
В школе-интернате учатся абсолютно глухие и слабослышащие дети, в каждом классе всего по 6 человек и несколько педагогов. В прошлом году здесь училось около 300 человек, сейчас — с почти вполовину меньше: в интернат перестали набирать детей из области. А недавно директор объявил, что школу нужно закрыть на ремонт, а детей перевести в другие учебные заведения. Родители считают, что это просто предлог, чтобы расформировать интернат.
Екатерина Новикова, председатель родительского комитета школа № 101: Самый главный нюанс, который мы узнали, — что у нас лицензия отсутствует на пункт«реализация адаптированных программ», как мы поняли коррекция отсутствует. Ну и этот пункт о реализации адаптированных программ из лицензии убран. Детей в случае ремонта будут скорее всего расформировывать внутри здания ГБОУ как инклюзию.
Такие случаи уже были: несколько школ и коррекционных детских садов уже закрыли в Москве и Подмосковье, часть детей перевели на так называемое инклюзивное образование: это когда инвалиды учатся вместе с обычными детьми в обычных классах, остальных перевели на надомное обучение. В таких случаях деньги, которые государство выделяет на обучение инвалидов, — а это сотни тысяч рублей, — распределяется в те школы, куда переводятся дети. Родители считают, что именно из-за такой оптимизации, их могут закрыть. При этом учиться в обычных классах смогут не все.
Ольга Сабурова, мама Льва: Это огромный труд — глухого сделать социально-адаптированным. Для того чтоб он понял какое-то слово, нужно это слово повторить от ста до пятисот раз. То есть ты говоришь, говоришь в разных интерпретациях, обыгрываешь, на следующий день еще раз. Это огромный труд, это невозможно сделать обычному воспитателю.
Эксперты считают, что инклюзивное обучение — идея хорошая, дети с ограниченными возможностями лучше адаптируются в обществе, а обычные школьники воспринимают их на равных. Но в некоторых случаях это невозможно из-за специфики обучения. А перевести всех на надомное обучение - нереально.
Анна Битова, директор «Центра лечебной педагогики»: Просто учится вместе со всеми в обычной школе человек с потребностями, наверное, не сможет, ему нужна дополнительная поддержка, организованная для этого среда, должны быть обучены специалисты-учителя, которые с ним там будут заниматься, должна оказываться необходимая поддержка. Если б все было так идеально, наверное, бы любой родитель согласился пойти в такую школу. Но мы понимаем, что сейчас такое не везде есть.
Родители несколько раз обращались в департамент образования Москвы, к которому относится 101-я школа, но чиновники спускали письма руководству школы. Директор утверждает, что паника раздута искусственно и после ремонта интернат откроется. Дождь направил запрос в департамент образования, оперативно нам ответить не смогли.