На следующий день после регистрации российского телеканала RT в качестве иностранного агента в США Госдума представила поправки в закон о СМИ, которые должны стать «зеркальным ответом» Москвы. Они позволяют признать иностранным агентом любую иностранную структуру, похожую на СМИ. После признания издания иностранным агентом ему придется вести специальную отчетность и маркировать публикации дисклеймером «иностранный агент». Закон обещают принять до конца недели.
Как следует из поправок к закону, которые Госдума планирует принять в среду сразу в трех чтениях, новые правила не будут распространяться на российские СМИ с иностранным участием, как ранее говорили в Госдуме. В поправках речь идет только о «юридических лицах, зарегистрированных в иностранном государстве» и «иностранных структурах без образования юридического лица».
Термин «структура» используется из-за того, что корпоративное право в разных странах устроено по-разному, и аналоги российского юридического лица могут быть организованы по-другому, объясняет партнер «ФБК Право» Александр Ярмоленко.
Речь, по его словам, может идти о любом СМИ, общественном объединении, группе блогеров, организации или неформальном движении — их всех можно назвать структурой. «Специально, чтобы не создавать лазейку и закрыть все возможные варианты, говорят „юрлицо и все, что на него похоже”», — резюмирует юрист.
Чтобы попасть под действие закона, «структура» должна распространять «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», говорится в поправках. То есть под закон попадает любая иностранная «структура» с публикациями в интернете, которая получает деньги из иностранных источников, объясняет Ярмоленко.
К источникам финансирования в поправках относятся:
Получение денег из иностранных источников также можно трактовать по-разному, продолжает Ярмоленко. В узком смысле под финансированием можно понимать получение денег в качестве пожертвований, инвестиций или вклада от акционеров или жертвователей, рассказывает юрист.
Толковать формулировку можно и шире: любое получение денег на счет, будь то реклама или продажа услуг. «По букве закона можно сказать „вам из Израиля 100 долларов прислали — значит получали деньги из-за рубежа”», — говорит Ярмоленко. «Если посмотреть, как этот момент трактуется в законе об иностранных агентах НКО, то они боятся получать любые деньги из-за рубежа — чтобы не быть обвиненными в финансировании из-за границы», — заключает юрист.
Согласно законопроекту, СМИ-иноагенты попадают под те же ограничения, что и НКО-иноагенты. То есть они должны сопровождать свои материалы маркировкой «иностранный агент», а также предоставлять в Минюст дополнительную финансовую отчетность о поступлении денег из-за границы.
Из 148 НКО, включенных за четыре года в список иностранных агентов, закрылись 27, подсчитали в Amnesty International. Некоммерческие огранизации, с которыми беседовали правозащитники, помимо бюрократических трудностей рассказали об имиджевых проблемах: люди неохотно жертвовали деньги и прислушивались ко мнению «иностранных агентов».
За невыполнение закона об иноагентах-НКО предусмотрены штрафы от 10 до 500 тысяч рублей и приостановка работы на срок до полугода. Также предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. По словам вице-спикера Госдумы Петра Толстого, СМИ, которые не выполнят закон, «перестанут работать в России».
О нарушении закона о СМИ в новой форме сможет уведомить любой человек, после чего Минюст будет вправе проводить проверки.