Прямой эфир

Диана Вишнева и ее Нижинский, Петрушка и главные герои современного балета. Денис Катаев о 5-м фестивале Context

Искусственный отбор
5 187
18:25, 10.11.2017

Раз в год Context привозит все самое лучшее в мировой хореографии. А Москва на несколько дней становится ее столицей, правит в которой она — Диана Вишнева, балерина, идеолог фестиваля. Фактически на это время мы все переносимся в Нью-Йорк по ритму и количеству важных балетных событий на квадратный метр. К нам впервые в Россию на фестиваль приезжала команда культовой американки Марты Грэм, здесь же показывали произведения великого голландца Ханса ван Манена, но привозят молодых и актуальных. За таких в этом году — Уэйн Макгрегор и Алексей Ратманский. Но главная цель —  заинтересовать аудиторию всеми способами. Помимо жизни на сцене — обширная закулисная программа. Context теперь существует на два города — Москву и Петербург. Показы прошли и в Норильске. Так что география расширяется. Денис Катаев рассказал о фестивале и взял интервью у его организаторов. 

Диана Вишнева и ее Нижинский, Петрушка и главные герои современного балета. Денис Катаев о 5-м фестивале Context

Уйн МакГерогор в афише — это уже сенсация. Этот британец — один из выдающихся хореографов в мире, который ставит везде — от Нью-Йорка до Парижа. Хореограф десятилетия, так называет его журнал Time. Его подход —инновационный, мультижанровый и очень эффектный. Все больше радикальные и новаторские движение. В Москве на гала-открытии фестиваля покажут лишь часть его нового спектакля FAR. Эмоциональная история про душу и тело, и их взаимодействие. Позже компания Макгрегора даст мастер-класс для начинающих постановщиков в рамках образовательной программа.

Мировая премьера тоже в афише гала-открытия. Это новая постановка актуального испанского хореографа Гойо Монтеро, которую он создал специально для фестиваля. Так что Context — уже не только площадка, но и производитель. Asunder — это ко-продукция: испанец работал вместе с артистами Пермского академического театра оперы и балета. Здесь уже прослеживается важная культурная международная интеграция. Исполнители из Перми двигаются под музыку Вагнера, Шопена и Бэлтона под руководством испанца, который теперь глава балета Нюрнберга. 

Балет «Нижинский» — еще одна важная мировая гастроль. Это спектакль известной компании Gauthier Dance Эрика Готье. Они — частые гости фестиваля. На этот раз они привезли бестселлер в хореографии Марко Гекке. Нижинский - это нежный байпоик про жизнь на сцене и за сценой. В отсутствие «Нуреева» в Большом, вот вам рассказ о еще одном великом русском танцовщике и его мировой славе. Но это не просто рассуждение о судьбе человека, это раздумья о цене искусства и таланта. А на сцене — не сам Нежинский, а сила, которая прорывается наружу. Вот она — преемственность современной хореографии и возвращение былого величия. 

Нижинский в области Петрушки из балета Стравинского — это уже канонический образ. На фестивале покажут нового «Петрушку» из Перми. Это будет один из одноактных балетов, которые покажут на вечере «Балеты Стравинского». Спектакль поставил один из самых перспективных российских хореографов Владимир Варнава, который можно сказать Context и был взращен. Он был участников программы, которую фестиваль специально устраивает для молодых хореографов. В роли Петрушки здесь сама Вишнева. Но, к сожалению, сама Диана не сможет на этот раз участвовать в фестивале как танцовщица по рекомендации врачей. Но в следующем году обещает вернуться. 

Завершится фестиваль тоже триумфально. В Петербурге на сцене Мариинки состоится очередной гала-вечер. Главная звезда там — Алексей Ратманский. Наш русский неоклассик, бывший худрук балетной труппы Большого, который теперь сотрудничает с Американским театрам балета в Нью-Йорке. В Россию он привезет свою премьеру на музыку Шостаковича. «Фортепьянный концерт #1» — часть его трилогии, посвященной этому композитору. Ее он поставил вместе с Национальным балетом Нидерландов. Ратманский — очень закрытый герой, и отношения с родиной у него особенные, про это, кстати, и спектакль. Потому любое его появление на российской сцене — уже важное событие, которое не стоит пропускать.