Громкая премьера в Большом. За последние пару лет лучшими экспериментами там стали именно те оперные спектакли, которые театр реализовал вместе с передовыми труппами мира. Вспомним хотя бы «Роделинду», созданную с Английской национальной оперой. На этот раз в афише — снова Георг Фридрих Гендель и его «Альцина», которую в «Эксе» впервые показали в 2015 году, и вот спустя два года она в Москве. Сложная барочная опера преобразована в кинематографичный эротический шедевр с феминистским уклоном под руководством известного британского режиссера Кэти Митчелл.
Кэти Митчелл по-своему переработала классический сюжет про коварную старую волшебницу Альцину, которая прикидывается молодой женщиной и своих поклонников превращает в животных и деревья. Хотя сама режиссер — ретроград, эко-активист, — например, не летает принципиально на самолетах, не покупает новую одежду, и вообще спокойно относится к вещам, искусство ее инновационно и прогрессивно. А еще оно очень личное. Каждый акт — это манифест, причем мультижанровый и максимально реалистичный и естественный, фактически, синема верите на сцене. В данном случае все больше с карикатурно феминистским уклоном. Здесь — царство неугомонных женщин, этаких антихристов в духе Ларса фон Триера. Мужчины при них — лишь объект удовлетворения своих сексуальных потребностей, пешки, безвольные существа, прямо как чучела животных. Одним словом, матриархат. Вот представьте себе мир с победившей идеологией портала Wonderzine. Кошмар, да и только. Харви Ваншейтейну такое и не снилось.
За кинематографичность в «Альцине» Кэти Митчелл отвечает и впечатляющая сценография Хлои Ламфорд: двухэтажный особняк в разрезе с потайными комнатами, действие в которых происходит параллельно. С одной стороны, молодые и прекрасные, там — основное действие в настоящем времени. В чуланах — как раз истинное лицо этих злых волшебниц, обезображенное и старое, там сценическое время замедляется, а движение как будто в рапиде. В общем, перед зрителем разворачивается настоящее кино, как будто на полиэкране, за насыщенным драматическим драматическим действием не успеваешь и уследить. Кроме того, там есть бункеры и спецлаборатории, где как раз жесткие таксидермистки превращают безвольных мужчин в чучел, все как в настоящем триллере. На злобу дня: вторжение в этот мир спасателей выглядит как спецоперация спецназа. Но главное, что правит в этих таинственных лабиринтах, — безграничное наслаждение, ну или «50 оттенков серого», если угодно. Сестра Альцины, Моргана, например, любит чтобы ее связывали и хлестали. Альцина наоборот в отношениях скорее доминирует и чуть ли не насилует прямо на глазах у буржуазной публики своего любимого Руджеро. В общем, все с ног на голову. В итоге выходит не тяжеловесная барочная опера, а очень современное высказывание, напряженный эротический триллер с превращениями, страданиями и насилием на сцене.
Тоска, отчаяние и драматический надлом. Все гармонично в этой «Альцине». И музыка, и сцена. Итальянский дирижер Андреа Маркон добивается какого-то удивительного нового звучания Генделя, при этом сохраняя аутентичность, а исполнители выдают что-то жутко эмоциональное и на тон выше. Чего стоит один австралийский контратенор Дэвид Хансен, настоящая звезда исполнительского искусства. В общем, «Альцина» Митчелл получилась очень чувственной и эмоциональной, динамичной и увлекательной оперой. Эстетическое безумие на Новой сцене Большого театра. Женское высказывание на грани истерики про гендерное неравноправие, перевернутые миры и бессилие любви вне зависимости от половой принадлежности. Премьера «Альцины» состоится 18 октября.