Каталония вот-вот объявит об отделении от Испании, а в России за подобные разговоры дают по 280 статье до четырех лет за «призывы к нарушению территориальной целостности». И хотя ФСБ пристально следит не только за татарскими или сибирскими так называемыми сепаратистами, в ее поле зрения стали попадать и любители финно-угорской старины. Может, это опасно теперь говорить, но большинство населения Ленинградской, Вологодской и Ярославской областей, не говоря уже о Поволжье, никакие не славяне. А в самом Петербурге накануне митингов каталонские флаги выставили члены движения «Свободная Ингрия». Тщательно избегая страшного слова «сепаратизм», они хотят вернуть исторические названия завоеванных Петром земель.
Пятница. Сырой питерский вечер. У набережной Мойки, рядом с музеем-квартирой Пушкина пришвартован однопалубный теплоходик. Но у причала не привычные туристы, а местные. Правда, себя они предпочитают называть не петербуржцами, а ингерманландцами. Это активисты движения «Свободная Ингрия» собрались на ежегодный праздник.
Вообще-то 7 октября у них даже два праздника. Первый – «День Ингрии», так они называют Петербургский регион: северную столицу и Ленинградскую область. До Петра I эта территория несколько веков называлась Ингерманландия, по одной из версий в честь Ингигерды, шведской принцессы и жены Ярослава Мудрого.
Второй повод – успешный референдум о независимости Каталонии. Поэтому и судно выбрали с соответствующим названием и каталонский флаг на корме установили.
Михаил Войтенков, издатель и полиграфист: «Название теплохода выбрано неслучайно, он ходит под флагом Каталонии и мы поддерживаем борьбу каталонского народа за независимость, которая сейчас происходит».
Стол в каюте скромный, алкоголь разливают в пластиковые стаканчики, в пластиковых тарелках — нехитрая снедь. То ли дружеский пикник на воде, то ли малобюджетный корпоратив. Но когда включают музыку, все встают, а многие кладут руку на сердце.
Гимн, флаг, сочувствие к Каталонии. Неужели мы стали свидетелями плавучего сепаратизма?
Михаил Войтенков, издатель и полиграфист: «Термин "сепаратизм" имеет негативные коннотации. Термин регионализм более правильный. Совершенно необязательно суверенитет реализовывать как полную государственную независимость».
Иными словами, отделяться от России Ингрия не собирается, хотя в этом ее иногда подозревают.
Михаил Войтенков, издатель и полиграфист: «Безусловно на нас периодически жалуются, в прокуратуру полицию. Всякие "ура-патриоты" любят пожаловаться, на то, что мы сеператисты, что мы хотим развалить Россиюшку, что мы такие-сякие, но мы не занимаемся политикой, мы занимаемся региональным брендингом».
Правда, иногда этот брендинг звучит достаточно грозно. И поэзия у ингермарландцев местами суровая до мурашек.
На теплоходе все как один уверяют: ни к чему радикальному они не призывают, просто плывут по течению времени.
Михаил Войтенков, издатель и полиграфист: «Сто лет назад было в мире 50 государств. 75 лет назда – сто государств, 20 лет назад в мире стало 200 государств, и этот процесс идет, и его не остановишь, как говорил Михаил Сегргеевич Горбачев».
Что им точно не нравится, так это извечная российская москвоцентричность. Но об этом не только в Питере можно услышать.
Активистка движения «Свободная Ингрия» Инна Демидова: «Из той же Якутии – это не совсем Сибирь, но в том же направлении. Это богатый регион, это добывающий полезные ископаемые регион. Все деньги там уходят в центр, в Москву, и возвращаются обратно копейки. Естествевенно, что люди хотели бы жить иначе. Люди хотели бы делать дороги у себя, а не в Москве. Люди хотели бы видеть какое-то движение в экономике и культуре у себя, а не в Москве».
Видимо, поэтому «День Ингрии» отмечают здесь уже шестой год подряд, и каждый раз народу приходит все больше.
Активист движения «Свободная Ингрия»: «Каждый раз, когда я хожу в этой футболке, я вижу людей, которые показывают мне большой палец. Люди знают, люди поддерживают, у людей есть потребность в таких идеях».
Организатор праздника — издатель и полиграфист Михаил Войтенков – не Пучдемон, а его единомышленники – это не горячие каталонцы.
Михаил Войтенков, издатель и полиграфист, издатель и полиграфист: «Я за независимость КОТОлонии, все коты, в том числе ингермарландыские, должны объединиться и защищать КОТОлонию».
Правда, даже тут есть своя оппозиция. Ее мы находим в самом финале праздничного круиза.
Активист движения «Свободная Ингрия»: «Вопрос очень сложный, честно говоря, я против в глубине души независимости Каталонии».