В воскресенье, 24 сентября, в Германии прошли парламентские выборы, по результатам которых победил блок христианско-демократических партий ХДС/ХСС (лидер ХДС —Ангела Меркель). Но главным событием стало то, что в Бундестаге впервые со времен окончания Второй мировой войны получила места крайне правая партия «Альтернатива для Германии». Социал-демократическая партия Германии отказалась создавать коалицию с ХДС/ХСС, поэтому последнему придется искать нового партнера — «Зеленых» или Свободную демократическую партию — и вести с ним сложные переговоры. Камнем преткновения в переговорах может стать, в частности, позиция по санкциям против России.
По итогам прошедших в воскресенье, 24 сентября, выборов в немецкий Бундестаг победу с 33% голосов одержал блок христианско-демократических партий ХДС/ХСС. Он получил 246 кресел. Второе место — 20,5% голосов — заняла Социал-демократическая партия Германии (СДПГ); у нее 154 кресла. Главным событием выборов стала победа крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (12,6% голосов), которая заняла 94 кресла. Далее идут «Свободная демократическая партия» (10,7%), «Левые» (9,2%) и «Зеленые» (8,9%). У них 80, 69 и 67 мест соответственно.
Это первый случай с раннего послевоенного времени, когда праворадикальная партия прошла в Бундестаг. В то же время эта партия намного сильнее, чем ее предшественники, пишет Spiegel. «Это [победа «Альтернативы для Германии». — Дождь] обернется последствиями в виде столкновений, провокаций и скандальной риторики», — пишет издание. С самого начала своего присутствия в правительстве партия сделает все возможное, чтобы вернуться туда через четыре года. Главной задачей их политики будет сохранение разделенности общества, которая обеспечивает им успех, пишет Spiegel.
До сегодняшнего дня на законодательном уровне в Германии не были представлены правые партии. Это единичный в Европе случай. Их укрепление произошло из-за самой Меркель, пишет Foreign Policy. Она не упоминала в своей кампании тему миграции, тем самым оставив им открытую поляну. Несмотря на то что пункты программ крайне правых в масштабах всей Европы различаются, как и «Альтернативы для Германии», все их политические программы являются антимиграционными и антииммигрантскими, евроскептическими, авторитарными и с элементами кровного и почвенного национализма. Издание делает вывод, что это представляет собой реальную угрозу послевоенному консенсусу в Европе, но в более краткосрочной перспективе — для парламентского порядка Бундестага Германии.
Теперь канцлеру Германии и главе ХДС Ангеле Меркель будет трудно создать коалицию. Нынешняя правящая коалиция, состоящая из Христианско-демократического союза Германии, Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии, распадется. СДПГ больше не хочет быть частью коалиции, поэтому правящую коалицию канцлеру Германии Ангеле Меркель придется формировать с «Зелеными» или «Свободной демократической партией».
Как пишет Spiegel, СДПГ уже несколько лет подряд теряла популярность, превратившись «из некогда авторитетной партии в парламентских миньонов». Получив 138 мест, она показала худший результат со времен Второй мировой войны. При этом консервативная партия тоже находится в самом слабом за 60 лет состоянии, а вся партийная система из-за правящей в течение 12 лет коалиции стала фрагментированной.
Обе партии уже заявили о готовности к переговорам, но подчеркнули, что не готовы поступиться для коалиции своими принципами. Это будут достаточно долгие и сложные переговоры, так как у партий есть множество принципиальных различий, рассказал в эфире Дождя ведущий Deutsche Welle Вячеслав Юрин. «Один из этих вопросов, кстати, это политика по отношению к России. „Зеленые“ занимают достаточно жесткую позицию, они говорят, что нужно не отменять и не смягчать санкции против России, а нужно их ужесточать. А лидер СвДП Кристиан Линдер в ходе предвыборной кампании фактически предложил заморозить конфликт вокруг Крыма», — сказал Юрин.
С ним согласен и эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Он обратил внимание на то, что и внутри правящей коалиции есть противоположные взгляды на то, как должны развиваться отношения с Россией. «Очевидно, что никакой другой политики, кроме политики осторожного реагирования и переживания кризисов с минимальным расходом энергии у Меркель нет, поэтому она и "канцлер ничегонеделанья"», — считает Брутер.
Сильный результат «Альтернативы для Германии» особенно тревожит Христианско-социальный союз (ХСС). Партия уже находится на грани разрыва с партнерством с ХДС Меркель, и теперь у ее лидера, скорее всего, появится соблазн направить свою партию в еще более правое направление, пишет Spiegel. Меркель почувствует эти последствия уже скоро, учитывая, что в Баварии в 2018 году приближаются выборы в ландтаг.
Ультраправые не будут реально влиять на политику в Германии из-за того, что они никогда не станут большинством, так как с ними не вступят в коалицию. С таким мнением на Deutsche Welle выступил управляющий научно-исследовательского центра Свободного университета Берлина Оскар Нидермайер. «Если они выдвинут разумные предложения, с которыми могут согласиться другие стороны, они будут отклонены, а затем другие стороны выдвинут такие же, но слегка измененные предложения», — считает политолог.
Успех «Альтернативы для Германии» был не ее успехом, а неуспехом правящей коалиции, которая за четыре года не смогла решить основные вопросы для немцев, считает политолог Владимир Брутер. По его мнению, сложившееся распределение сил в Германии достаточно статично, и это не устраивает немецкого избирателя, который выразил Меркель вотум недоверия.
Deutsche Welle пишет, что реальное влияние у ультраправых все-таки будет. Ранее в «Альтернативе для Германии» уже заявили, что «конституция не написана на камне» и потребовали положить конец «культу вины», окружающему Холокост, предостерегли против «создания смешанных народов» и назвал Ангелу Меркель и других ведущих политических лидеров «предателями своего народа». Это может вылиться и в законодательные инициативы.
Фото: Christian Mang/REUTERS