Московская биеннале современного искусства продолжается в эти на разных площадках. Этот выпуск «Искусственного отбора» посвящен уникальной экспозиции первого мультимедиа-художника прошлого столетия и виртуальным танцам в темноте от Бьорк!
В МАММе Ольги Свибловой представлено самое дорогое искусство этой биеннале. Ведь там выставили работы Константина Бранкузи, французского скульпутора румынского происхождения, который произвел фурор в Париже в начале XX века. Они приехали к нам из собрания Центра Помпиду, с которым наш Мультимедиа Арт Музей давно и крепко сотрудничает.
Сегодня все эти скульптуры — одни из самых дорогих на аукционах. Вот, например, взять последние торги. Его хрестоматийная «Спящая муза» ушла на аукционе Christie's за 57 миллионов долларов в мае этого года. И это далеко не рекорд. За Бранкузи гоняются лучшие коллекционеры. Кстати, одна из этих «Спящих муз», скульптура в его любимой форме яйца, приехала в Москву. Как и три других: «Прометей», «Торс молодого человека» и «Табурет». И то? что до нас доехали эти четыре объекта, — уже громкое событие и успех Ольги Свибловой. Но важно на этой экспозиции другое. Ведь главное: как выглядели эти работы глазами Бранкузи, то как он их задумал? А все эти скульптуры — в первую очередь мобили, то есть движущиеся объекты, которые вращались по определенной заданной траектории, все геометрически просчитано. Это были кинетические инсталляции, из запуска которых художник устраивал шоу для своих друзей. Его мастерская была очень популярна среди парижской богемы. Туда захаживали Эрик Сати, Фернан Леже, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Тристан Тцары, Амедео Модильяни и даже писатель Джойс, его портрет кисти Бранкузи вы тоже найдете на выставке. Так вот на этой выставке мы фактически можем посмотреть на искусство Бранкузи их глазами. Ведь скульпторы подаются здесь через созданные им же фотографии, которых было очень много, плюс фильмы и рисунки.
Как в фильме «Полночь в Париже» Вуди Аллена можно на время ппасть в ту belle epoque, в ту богемную атмосферу. Посмотреть, как там вращались эти музы. Фотография способна передать суть его работ. Вообще Бранкузи был трендсеттером, он активно продвигал новые медиа, и это видно на выставке у Свибловой. Он снимал все свои движения на кинопленку, как сторис в инстаграм, экспериментировал с зеркалами, отражениями и фотографией. Благо, помощников было много, например, ближайший друг Ман Рэй. Но еще больше последователей. Бранкузи больше дал не скульптуре, а именно современному искусству. Это от него пошел даже тот самый видеоарт.
Еще одна важная часть биеналле — проект, который открылся в Третьяковке. Там царствует какое-то инопланетное искусство будущего. И главная царица там — Бьорк со своей VR-инсталляцией, с которой объехала весь мир.
VR-технологии — это гланый культурный тренд последних лет. Ими увлекаются все. И режиссеры: например, на последнем Венецианском фестивале, был отдельный конкурс VR-фильмов, где участвовали мэтры, например, Цай Мин Лянь. И вот VR пришел в музыку. Бьорк решила оцифровать собственный альбом. Надев шлем, певица приглашает в свой фантастический творческий мир, населенный фантазиями и легендами. Во все эти греза вам и предлагают погрузиться, чтобы забыть обо всем. Буквально «сны во сне и наяву». Правда, будьте готовы